Демоническая природа (16.7-20)

Основная тема:

Насколько человек отречен и бескорыстен, настолько он и достоин освобождения.

Подпункты:

Глава 16 описывает два противоположных вида мышления, один из которых ведет к рабству, а другой - к освобождению из баньянового древа материального существования. Эти два образа мыслей присущи соответственно демоническим и божественным натурам.

Интересно отметить, что эта глава находится в разделе гьяна-йоги «Бхагавад-гиты». На первый взгляд, она не похожа на другие главы гьяна-йоги. Она не содержит в себе анализа философских тем, т.к. представляет собой описание определенных видов существ. Но она предназначена для того, чтобы развить в человеке умение различать. Глубоко поняв знание о качествах, ведущих к освобождению, и о качествах сковывающих, человек может отказаться от деятельности, в основе которой лежит ложное эго. И таким образом, он сможет утвердиться в правильном понимании своего «я».

I. Демонческие натуры характеризуются тем, что они пренебрегают наставлениями шастр. (16.7-8, 23-24).

Искреннее желание следовать шастрам или осознанное нарушение их принципов - это, в каком-то смысле, есть та грань, которая разделяет божественные и демонические натуры. Принимая искреннюю приверженность шастрам за грань, разделяющую божественные и демонические натуры (нельзя считать этой гранью только поведение), мы придем к интересному заключению. Например, тот, кто имеет дурные наклонности, не считается демонической натурой, если он строго и должным образом следует шастрам, т.к. он следует процессу, который очистит его.

А. Из-за того, что демонические натуры отвергают шастры, они не развивают высшие качества и остаются нечистыми, безнравственными и лживыми. (16.7)

Б. В конечном счете, они отрицают существование связи между Творением и Богом. Они придумывают свои собственные теории, объясняющие творение, не признавая руководства Бога. Каждый из них считает себя высшим авторитетом, который вправе выбирать, как ему распоряжаться этим миром. (16.8, 10-16)

1. В известном смысле, истинным корнем демонического образа мыслей является внутренний выбор души, выбор между «за Кришну» и «против Кришны». Всякий другой выбор, который совершается впоследствии, есть лишь результат этого основного выбора. Итак, демонические и божественные натуры, в конечном счете, отражают внутреннюю ориентацию души к Кришне или от Него.

2. Есть два типа людей, подпадающих под общее описание демонических натур - это материалисты и имперсоналисты. Ни те, ни другие не видят связи между энергией Кришны и Им Самим. Материалисты видят мир как место для своих наслаждений, и поэтому считают, что он не связан с Господом. Имперсоналисты же в конечном счете говорят, что материальный мир не существует, он не имеет связи с Абсолютом.

II. Господь Кришна рождение за рождением ввергает тех, кто обладает демонической природой, в низшие формы жизни. (16.19-20)

На это можно возразить, что если Господь постоянно ввергает демонические натуры в низшие формы жизни, то, должно быть, Он не всемилостив. Но часть милости Господа и проявляется в том, что Он отвечает взаимностью на стремления живого существа. Если живое существо желает очутиться в положении, когда оно может полностью забыть о Кришне и повелевать материальной энергией, Кришна дает ему эту возможность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: