Билет №36 цивилизация

1.Платон. Проблема души. "Федон".

Федон — один из диалогов Платона. Участниками диалога являются: Федон, Эхекрат. Имея целью описать последний день жизни Сократа, диалог содержит попытку Сократа доказать своим молодым ученикам, что его душа переживёт его тело и после смерти будет путешествовать по прекрасным местам. Помимо инициирования исторически важного спора о «судьбе и причине», диалог является ключевым источником двух хорошо известных доктрин Сократа: бессмертия души; доктрины о формах. Он также содержит описание сцены питья яда из болиголова и последние важные слова Сократа.

Последняя беседа Сократа с друзьями, запечатленная Платоном в «Федоне», начинается с озадачивающего заявления Сократа о том, что смерть есть благо для философа, поскольку он всю жизнь только и занимается смертью и умиранием. Смерть есть отделение души от тела. Душа философа предназначена для познания истины. Тело мешает душе исполнять ее назначение. Во-первых, тело не может функционировать без души и постоянно отвлекает душу от познания для обеспечения телесных функций. Во-вторых, тело навязывает душе несовершенный способ познания – познание через органы чувств. Душа настолько познает истину, насколько минимализирует свою связь с телом, насколько обернется от мира телесного, материального к миру духовному, в котором и сокрыта истина. Это прижизненное обращение от материального к духовному Сократ и назвал образно умиранием. Но только реальная смерть позволяет душе полностью вырваться из телесной тюрьмы. Душа, расставшись с телом, попадает в мир истины и соединяется с ним. Это царство истины есть мир идей. Земная жизнь человека оказывается преамбулой к жизни небесной. Однако не всякая душа войдет в царство истины, а только та, которая в земной жизни готовила себя к этому, образовывалась, училась созерцать истину. Душа, предававшаяся телесным страстям, – вожделеющая душа – не сможет оторваться от материи. Она так и будет блуждать у земли в тоске и смятении. Однако из того, что смерть является благом, никак не следует, что ее надо искусственно приблизить. Сократ порицает самоубийство. Во-первых, чем большого человек достигнет на земле, тем больше он обретет на небе. Поэтому надо всячески стремиться к продлению своей жизни для духовного совершенствования. Во-вторых, жизнь человека – это такой же божественный дар, как закон и государство, а значит, только бог имеет право определять величину этого дара – временные границы жизни.

Человек постоянно пользуется метафизическим знанием. Например, для того, чтобы сравнить два бревна, надо иметь понятие о равенстве как таковом. Но откуда человек берет это понятие? Из жизненного опыта? Но в окружающем человека мире нет двух совершенно равных вещей. Чистое равенство возможно только в идее, а значит душа могла постичь его только во время своего внеземного бытия, следовательно, ее бытие не исчерпывается только земной телесной жизнью. Так строится второе доказательство бессмертия души в «Федоне». Что есть душа сама по себе? К какому из двух миров она принадлежит? Третье и четвертое доказательства бессмертия души позволяют наметить ответ на этот вопрос. С одной стороны, душа, как и идея, проста, неделима и, следовательно, вечна. Как и идея, она невидима. Душа имеет доступ в мир идей, может там их постигать и даже уносить с собой в глубине своей памяти. Но, с другой стороны, душа входит в материальный мир, соединяется с телом (привнося в него идею жизни), принимает на себя телесные функции, может заблуждаться и страдать. Эти две стороны и выражают сущность души. Душа – идееподобна, но не идея. Она воплотима в вещи, но не вещь. Душа – промежуточная субстанция между вещью и идеей. Она – мост от материального мира к духовному. Но для каждого человека этот мост никогда заранее не дан. Построить его, исполнить назначение души – это задача всей человеческой жизни.

2. Интересы и потребности как побудительные силы к социальному действию.

По Марксу основная движущая сила ист развития потребность. Потребность – нужда в чем-то, к. обусловлена противоречием мд наличным и необходимым состоянием человека. Всегда имеет свой предмет, т.е. то, что потребляемо, желаемо. Самая главная потребность – потребность в продолжении человеческого рода. Она двойственна, т.к. она включает потребность в продолжении собственной и чужой жизни. 1 – естественное стремление к рождению детей, 2 – чел не может существовать один, ему нужно социальное окружение. Потребноти всегда имеют свой предмет: Элементы 1. потребное будущее, то к чему чел стремиться 2. непосредственно внешний предмет потребности, конкретность желания, 3. собтвенно потребность состояние желания. Отребности могут быть материальными: биологические и социальные; духовные простые складываются на уровне оющетвенного сознания, сложные на уровне теоретического и художественного сознания. Наиболее сложные духовные потребности в научном и худ творчестве, т.е. если чел испытывает потребности в научн и худ тв-ве он обладает высокой духовностью. Реализовать свои потребности через труд по М.

3. культура и цивилизация, концепции Шпенглера и Тойнби.

Родоначальник Ш. В основу подхода положил 2 понятия: культура и цивилизация. Работа «закат Европы», отвергнута идея социального прогресса. Культура – сложившийся в веках исторический индивид, выступает как самостоятельный организм, к. имеет определенную ценность. Цивилизация – последний этап развития культуры. Культура имеет определенные стадии развития, пройдя жизненно важные циклы, омертвевает и превращается в цивилизацию. Цивилизация – нисходящая линия развития, культура – взлет. Новая культура развивается, умирает, возникает цивилизация, говорить об идее прогресса невозможно. Существовало 8 культур, они достигли пика развития: античность, зап. Европа, арабская, Египет, Вавилон, Индия, Китай, Маи, это завершенные культуры, полностью осуществили свои возможности. эти культуры существовали в разные времена, единого ист процесса нет. Культура проходит свои жизненные циклы: докультурное этнографическое состояние возникают зачатки новых культур, собственно культурный – формирование и развитие духовных ценностей, цивилизация – состояние культуры дряхлеет, творческий потенциал угасает, превращается в цивилизацию. Причины возникновения великих цивилизаций: космические тела и Бог. 1Впервые в мир зап Фии попытался изобразить исторический процесс, как теорию культурных циклов. 2Выступает против единого исторического процесса, культуры разобщены во времени и истории. 3Отрицает поступательность исторического процесса. Стремился показать параллельность одновременно становящийся характер исторического процесса. Дальнейшее развитие в Фии ТОЙНБИ «Постижение истории». Его не устраивала схематичность научного процесса. Исторический процесс – это цикличность развития отдельных цивилизаций. Основополагающее понятие – локальная цивилизация. Цивилизация – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками. Они подразделяются на первичные, зародились из примитивных обществ, вторичные порождены перв, третичные – первичными. Из перв минойской цивилизации рождается втор эллинская, из нее посредствам хр религии возникает современная западно-христианская и восточно-христианская цивилизации. Основные ступени развития: возникновение, рост, надлом – начало упадка, перв разложение, к. заканчивается гибелью. Надлом в цивилизации начинается не в материальной, а в духовной сфере, психологическая неспособность творческого меньшинства найти сил для преодоления противоречий, возникших в обществе. Отрицает объективные закономерности исторического процесса, основополагающая движущая сила – порыв, к. наполнен божественным предначертанием. Цель чел стремиться к святости. Человечество не может рассматриваться разрозненно, представляется как единое древо жизни. Всемирное историческое развитие – движение от локальной цивилизации к конечной всеобщности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: