Бухарова Г.Д.
Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д.Старикова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 336 с.
С.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Педагогическая наука в начале XXI в. оказалась в числе наиболее динамично развивающихся под влиянием процессов глобализации, гуманизации, гуманитаризации, технологизации и компьютеризации. В последние годы обозначились новые педагогические тенденции: изменение целеполагания обучения и воспитания, усиление личностной ориентации содержания и технологий обучения, дальнейшее углубление индивидуализации и дифференциации образовательных траекторий каждого обучаемого, творческая и развивающая направленность как полного общего, так и профессионального образования.
Государственная политика в области образования, цели и задачи развития системы образования провозглашены в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования, стратегию и основные направления его развития. Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества. В их числе:
|
|
- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- утверждение статуса России как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
Основным государственно-политическим документом, определяющим стратегию существующей системы образования, является Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
Современное российское общество, актуализирующее человека как ценность, в корне изменяет сложившийся образ школы, методологию и теорию педагогической науки и практики. Система образования предполагает реализовать системно-прогностический, социально-экологический, личностно ориентированный, индивидуально-творческий подходы и рассматривает образование в контексте культуры.
В современных условиях образование становится приоритетной сферой не только накопления знаний и формирования умений, но и создания максимально благоприятных условий для вы-
С.4
явления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания у него трудолюбия и нравственности. Образование является сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Сложившаяся к настоящему времени система подготовки преподавателей технических и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения для профессиональных учебных заведений является самостоятельной отраслью образования. Особую актуальность и практическую значимость проблема подготовки кадров приобретает в связи с обсуждением Государственного образовательного стандарта, в котором определены требования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 050501 «Профессиональное обучение».
Глава 1.