ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Понятие о воспитании. Социальная сущность воспитания
В серьезном деле воспитания ничто
не должно казаться забавным.
В.О. Ключевский
Важнейшей стороной и условием прогресса общества и человечества является историческая преемственность поколений с древнейших времен до наших дней. Категория воспитания — одна из основных в педагогике и педагогической психологии. От того, как трактуется данное понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности стоящего за ним явления. Поэтому обратимся в первую очередь к сущностному рассмотрению понятия «воспитание».
Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Сегодня термин «воспитание» далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее нельзя не признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор.
|
|
Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Понятие «воспитание» можно трактовать в широком и узком смысле, рассматривать в аспектах общественного явления, деятельности, процесса, социального института, системы и т.д.
Воспитание имеет исторический характер. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с которым вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы в зависимости от типа культуры (первобытнообщинной, античной, средневековой, Нового времени, современной). Направленность, особенности воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений (воспитание
С.73
воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания). Поэтому воспитание имеет: конкретно-исторический характер.
С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который определяет направленность воспитания, цели, содержание и формы.
Первым определил воспитание в широком и узком смысле К.Д. Ушинский в книге «Предисловие к "Педагогической антропологии"».
В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества (известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные и правовые нормы).
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи:
|
|
- освоение опыта предыдущих поколений;
- обогащение и приумножение этого опыта;
- передача опыта следующему поколению.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Таким образом, воспитание в социальном смысле, с учетом воздействия на личность общества в целом (т.е. при отождествлении воспитания с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
В широком педагогическом смысле воспитание — целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание понимается как воспитательная работа (процесс и результат), целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений. Часто воспитание трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).
Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый); целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому (Л.В. Мардахаев); руководство (управление) процессом формирования и развития личности, передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к
С.74
общественной жизни и производительному труду (Н.В. Бордовская, А.А. Реан); функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни; специально организованный и управляемый процесс формирования человека, передачи общественно-исторического опыта новым поколениям (Е.С. Рапацевич); подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, к труду, обществу, миру (И.Ф. Харламов); специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы (В.С. Селиванов); целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
Воспитание — явление социальное, т.е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни; адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствование этих условий (В.С. Селиванов). Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание — тоже явление развивающееся.
Воспитание как процесс имеет следующие характеристики: дискретность во времени и пространстве, с одной стороны, и непрерывность — с другой; системность; планомерность; целенаправленность. Воспитание понимается в широком и узком смысле, поэтому одним из основополагающих направлений деятельности воспитателя и социальных институтов является создание оптимальных условий воспитания, или воспитывающей среды; воспитание в своей сущности — процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.
|
|
Объект воспитания — тот, на кого направлено воспитательное воздействие: человек, группа, коллектив. Субъект воспитания — любой человек, группа людей, деятельность которых имеет направленный воспитательный характер. Нередко объекты воспитания в определенном смысле могут быть его субъектами.
Воспитание следует рассматривать как одну из сторон целостного процесса образования. На Государственном совете по образованию, проходившем в марте 2006 г., обозначена важнейшая фундаментальная задача образования — формирование гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания и
С.75
гражданского взросления общества, что является основой его социальной стабильности.
Для решения этой задачи образование всем своим устройством и содержанием должно:
- воспитывать гражданина и патриота, осознающего свой долг перед Отечеством и малой родиной, свою российскую идентичность;
- формировать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизм, высокую духовность и нравственность;
- нести в себе межнациональную, межэтническую солидарность, уважение к национальным традициям и культуре, всемерно поощряя этнокультурные образовательные инициативы;
- развивать веротерпимость, миролюбие, толерантность в межконфессиональных отношениях, в частности путем ознакомления учащихся с историей мировых религий как неотрывной части мировой культуры;
- выстраивать уклад жизни каждого образовательного учреждения на принципах антиавторитарной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых как модель гражданского общества.
В этом и состоит основная функция воспитания.
Латентные (скрытые) функции воспитания весьма многочисленны и варьируют в зависимости от типа культуры и общества.
Воспитание имеет статус социального института. Как социальный институт воспитание — это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества для создания условий взращивания этих членов общества на протяжении их жизни. При этом используются материальные, духовные, финансовые, человеческие ресурсы и организации, необходимые для реализации явных и латентных функций.
|
|
Социальный институт «воспитание» имеет набор социальных ролей: старшие члены семьи; священнослужители; организаторы социального воспитания на разных уровнях (государственном, региональном, муниципальном, локальном); воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, воспитатели, гувернеры, социальные работники и др.); воспитатели-волонтеры; лидеры криминальных и тоталитарных сообществ; воспитуемые разного возраста, половой, социальной и культурной принадлежности.
Воспитание обладает набором определенных позитивных (поощрение) и негативных (наказание) санкций, которые делятся на регламентированные (зафиксированные в определенных документах) и неформальные (используемые в рамках традиций, обычаев общества, системы воспитания, воспитательных организаций субъектами воспитания). Воспитание — процесс двусторонний:
С.76
с одной стороны — воспитательное влияние, с другой — собственная деятельность воспитанника.
Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно дополняется обучением, и оба они объединяются в более высокое системное понятие — образование. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность человека к удовлетворению личностных интересов, а также к выполнению социальных и профессиональных ролей — самореализации.