Выделяют следующие методы:
- социометрический;
- референтометрический;
- изучение мотивационного ядра межличностных выборов;
- изучение сплоченности коллектива.
Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека наме чаемая деятельность, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы раз ных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности (труде, учении, досуге, дружбе и т. д.):
Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и коли честве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы. Чаще всего оно бывает не больше трех. Эксперимент с фик сированным числом значительно легче подвергнуть математической обработке, что особенно важно для руководителя, который проводит социометрию в практи ческих целях. Результаты, получаемые при помощи данной методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов.
|
|
Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положе ния его в системе личных отношений, определяет его «социометрический статус». Люди, получающие наибольшее число, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к их группе относятся те, кто получа ет 6 и более выборов (если каждый член группы делал 3 выбора). Если человек по лучает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых». Если же он не получил ни одного выбора - к категории «изолированных», а в случае с от клонениями - к категории «отвергаемых».
Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе. Коэффициент удовлетворенно сти своим положением в группе определяется: К = число взаимных выборов, раз деленное на число выборов, сделанных данным человеком.
Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих тро их никто не хочет общаться с ним, то Куд = 0/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) например 3 у одного и того же человека. Подобное свиде тельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы.
В результате социометрического эксперимента руководитель получает не толь ко сведения о персональном положении каждого члена группы в системе межлич ностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она диагностическим показателем - уровнем благополучия взаи моотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпо читаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных». Средний уровень благополучия фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий - при преобладании лиц с низким статусом. Диагностическим же пока зателем считается «индекс изоляции»: это процент людей, лишенных выборов в группе.
|
|
Нередко понятие социометрической «звезды» смешивают с понятием лидера. При этом не учитывают, что «звездность» - показатель эмоциональной притяга тельности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Лидерст во же - это процесс действенного влияния того или иного человека на членов группы. И неудивительно, что это могут быть разные люди: ведь для завоевания положения «звезды» и статуса лидера человеку нужны различные качества, на пример лидер должен обладать организаторскими способностями, которых «звез да» может и не иметь.
1. "Групповые роли". Методика диагностирует функционально-ролевые позиции в управленческой команде: председатель, формирователь, генератор идей, оценщик идей (критик), организатор работы, организатор группы, исследователь ресурсов, завершитель.
2. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер). Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.
3. Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева). Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентации и их гармоничности в процессе формального общения.
4. Диагностический опросник социально-психологического климата группы. Данная методика позволяет определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организации, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы.
5. Изучение психологического климата коллектива. С помощью данной методики можно определить психологический климат группы с точки зрения индивида. И определить среднегрупповую оценку психологического климата, а также процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный.
6. "Какой у Вас тип коммуникабельности". Опросник позволяет определить тип коммуникабельности: экстраверт (человек коммуникабельный, контактный), интроверт (противоположность экстроверту) или амбаверт (среднее значение).
7. "Лидер" Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.
8. Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы Использование методики позволяет выявить, является ли данная конкретная функционирующая группа сплоченной общностью, а также экспериментально определить степень выраженности этой групповой характеристики.
9. Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью данной методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
|
|
10. "Определение способов регулирования конфликтов" тест К. Томаса выявляет ведущую стратегию, стиль поведения в конфликтной ситуации, в ситуации разногласий: соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество.
11. Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова (ОМО). У человека существуют три межличностные потребности: потребность включения - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество; потребность контроля - эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу; потребность в аффекте - потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения.
12. Опросник привлекательности труда (ПТР) К числу наиболее важных критериев оценки психологического климата следует отнести удовлетворенность, или привлекательность, работы в коллективе и степень согласованности мнений, оценок и отношений членов коллектива.
13. "Оценка конкурентоспособности фирмы". Методика предлагает оценить параметры, которые в своей совокупности помогут сделать заключение о конкурентоспособности фирмы.
14. "Оценка уровня общительности" тест В.Ф. Ряховского оценивает общий уровень общительности.
15. "Потребность в перестройке". С помощью данного теста можно определить необходима ли данной фирме перестройка производственного процесса или нет особой необходимости совершенствовать систему.
16. "Психологический климат". Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками, качественная сторона межличностных отношений. С помощью данного теста, который состоит из 12 вопросов можно достаточно быстро определить какой психологический климат преобладает.
|
|
17. Социометрия применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т.е. взаимных симпатий между членами группы, измерения степени сплоченности-разобщенности в группе, выявления соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые), обнаружения внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
18. "Способы преодоления конфликта внутри малой группы". Тест позволяет оценить факторы, способствующие преодолеть назревший в группе конфликт.
19. Схема экспертной оценки социально-психологической адаптации детей к школе (для педагогов и родителей). Схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе.
20. Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
21. "Уровень конфликтности личности". Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты (при высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации).
22. "Уровень организационной культуры" (ОК). Показатели полученные с помощью данного теста могут свидетельствовать об уровне организационной культуры. А конкретные показатели по секциям: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль - могут подсказать направление неблагополучного положения.
23. "Формирование положительной групповой мотивации". Тест может быть применен как для индивидуальной работы, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации.
24. "Эффективность лидерства" опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.
16. Исследование личности с помощью опросника FPI.
Исследование личности с помощью модифицированной формы опросника FPI представляет собой несколько шкал разработанных на основании данных факторного анализа и демонстрирующих совокупность взаимозависящих личностных структур. По этой причине, исследование личности с помощью модифицированной формы опросника FPI подходит главным образом для раскрытия состояний и свойств клиента, которые предполагают значение для процесса коллективной адаптации и регуляции поведения. Исследование личности с помощью модифицированной формы опросника FPI дает хорошие результаты в соответствующих сферах: клинической, консультации, трудовой, там, где требуется выделить устойчивые личностные факторы.
17. Исследование личности с помощью опросника ПДО.
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.
Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.
Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.
Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.
Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.
Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.
Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.
Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
- Интеллектуальный блок: факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.
- Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О -степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.
- Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н -смелость; L -отношение к людям; Е -степень доминирования - подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N -динамичность.
До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии -интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направленности личности.
18. Исследование личности с помощью методики «Автопортрет».
Тест АВТОПОРТРЕТ — анализ самосознания и самооценки личности
Обещания надо выполнять. Если же сомневаешься в том, что ты сможешь выполнить свое обещание, тогда лучше не обещай…
Я пообещала рассказать вам про тест Автопортрет (тест анализа личности), который учитель проводит в первом классе. Анализ результатов теста поможет учителю лучше понять своих учеников и узнать, как они оценивают сами себя. Тест этот проводится на уроке, к которому вы можете перейти по ссылке
Тест Автопортрет может проводиться как с детьми так и со взрослыми людьми.
Теперь я расскажу вам, как проводится этот психологический тест, и как нам его потом интерпретировать.
На уроке детям выдается половина альбомного листа. Учитель дает задание:
- Нарисуйте себя!
На этом все. Учитель не должен подсказывать детям, что рисовать, как располагать рисунок. Дети должны рисовать полностью самостоятельно. Любое вмешательство может исказить истинность результатов теста.
Теперь дети рисуют. 5-10 минут вполне достаточно. После этого учитель просит подписать рисунок своим именем печатными буквами. Если кто-то не умеет, учитель делает это за него и собирает все рисунки.
Настала очередь анализа автопортретов – детских психологических рисунков.
Схема анализа автопортретов
- голова:
Большая голова обычно обозначает наличие больших интеллектуальных претензий или недовольства своим интеллектом.
Маленькая голова обычно передает, что у человека есть трудности в усвоении информации либо проблемы с оцениванием окружающего мира.
- глаза:
Большие глаза на лице предполагают подозрительность человека, а еще — проявление озабоченности и чрезмерной чувствительности по отношению к мнению общества.
Маленькие или же закрытые глаза обычно предполагают углубленность человека в его внутренний мир и то, что этот человек склонен к самокопанию.
- рот:
Акцентированный рот предполагает у человека примитивные оральные тенденции или возможные затруднения в речи. Если же рот не нарисован, это предполагает или депрессию, или вялость в общении.
- уши и нос:
Большие уши предполагают чувствительность к критике.
Большой акцент на нос – указывает на наличие неких сексуальных проблем.
Выделенные сильно ноздри свидетельствуют о том, что человек склонен к агрессии.
- руки:
Анализ изображения рук на автопортрете позволит нам узнать, как личность контактирует с окружающим миром. Скованные руки обозначают жесткого, обязательного, замкнутого человека. Вяло опущенные руки обозначают неэффективность. Хрупкие и слабые руки — физическую или же психологическую слабость человека. Длинные и (или) сильные руки обозначают амбициозность и весьма сильную вовлеченность в все, происходящее во внешнем мире. Очень короткие руки, в свою очередь, предполагают чувство неадекватности и отсутствие амбициозности.
- ноги:
Длинные ноги предполагают потребность человека в независимости.
А вот большие ноги – потребность его в безопасности.
Автопортрет, на котором не изображены ноги, означает отсутствие опоры и нестабильность.
Кроме вышеперечисленных критериев анализа теста автопортрет, существуют и другие критерии:
- изображение эстетическое (гибкость линий, легкость, лаконичность образа, выразительность черт) – человек обладает художественными способностями.
- изображение схематическое (тело и лицо изображены схематично анфас и в профиль) – человек интеллектуального склада ума (мыслитель), склонен к обобщению.
- изображение реалистическое (тщательные подробности на рисунке: прорисованы лицо, шея, одежда, волосы и т.д.) – человек отличается большой педантичностью, склонен обращать внимание на детали, а также тщательно обдумывать каждую ситуацию.
- изображение метафорическое (автопортрет-метафора) – человек с развитой фантазией, творческими способностями, воображением и чувством юмора.
- автопортрет в интерьере (в окружении предметов, на фоне комнаты, пейзажа) – человек обладает повышенным вниманием к тому, что его окружает.
- автопортрет с эмоциями (улыбка, слезы и т.д.) – человек эмоциональный. Кстати, часто человек изображает себя на рисунке с противоположной эмоцией той, которую он испытывает.
- изображение в движении – человек увлеченный тем, что изображено (танцы, спорт и т.д.).
- автопортрет со спины – человек, которые не желает поступать по инструкции, делает все наоборот, привлекает к себе внимание.
Вот таким образом мы интерпретируем данные, полученные в результате данного теста, и узнаем о человеке больше.
Тест Автопортрет – это не единственный тест анализа личности, который проводится с детьми. Также учитель проводит и другие тесты: тест Керна-Ирасека, который состоит из трех заданий и служит для определения уровня готовности к школе; исследование качества звукопроизношения, прогностическая таблица для исследования адаптации к школе, методика «Графический диктант» и другие тесты и методики, о которых мы с вами еще поговорим.
19. Исследование личности с помощью методики К. Леонгарда.