Роль маркетинга в деятельности предприятия. Процесс управления маркетингом

Маркетинг – это комплексная система организации производства и сбыта, ориентированная на возможно более полное удовлетворение быстро меняющихся и все более разнообразных потребностей конкретных групп покупателей посредством рынка и получение на этой основе устойчивой прибыли и конкурентных преимуществ. Комплекс маркетинга включает формирование товарной политики, политики ценообразования, политики сбыта и продвижения продукции. Маркетинг как система, включающая определенный набор взаимообусловленных элементов – это своего рода управленческий механизм, в котором важны все элементы.

Сущность маркетинга, его концептуальные положения обусловливают основные принципы маркетинга:

- Ориентация на потребителя

- Комплексность

- Гибкость и адаптивность

- Концентрация усилий

- Нацеленность на перспективу

- Сочетание адаптивности с воздействием на потребителя

- Программно-целевой подход.

Совокупность приводимых принципов может расширяться или сужаться, но основополагающий (исходный) принцип — твердая ориентация на потребителя — в любом их сочетании обязательно присутствует. Именно этот принцип в конечном счете определяет появление других принципов маркетинга, подчиненных ему. Главное в маркетинге – это целевая ориентация на потребителя и комплексность решения рыночных задач, при которой вся деятельность товаропроизводителя сливается в единый процесс.

Маркетинг нацелен на перспективу, поэтому в нем столь важно не просто знание текущей рыночной конъюнктуры, но и предвидение того, как будет развиваться рынок в перспективе. Отсюда важность как краткосрочного, так и среднесрочного и долгосрочного прогнозирования. Маркетинг, нуждаясь в прогнозировании, сам выработал хорошо проверенные практикой методы проведения такой работы.

Сущность метода программно-целевого планирования — общая ориентация на главную конечную цель и интеграция отдельных видов деятельности в единое целое для достижения этой цели. Такого рода программы охватывают все типы деятельности в их логической последовательности и взаимосвязи, адаптируют цели к прогнозу рынков, формируют у руководства фирм (предприятий) ясные рыночные перспективы, сопрягают цели и задачи рыночной деятельности с проводимыми исследованиями и разработками, производственными и сбытовыми возможностями фирмы.

Как известно маркетинговая политика предприятия включает в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке. Именно по такой схеме будет изложена политика предприятия: от выбора товара, определения его цены, различных методов сбыта до конечного этапа – продвижения товара, этапа на котором наращивается прибыль предприятия от продажи товара.

Сущность товарной политики предприятия заключается в следующем. На данном этапе используя исследования рынка, конкурентов и потребителей, разрабатывается программа действий предприятия в области производства товара (предполагают, какой товар будет пользоваться максимальным спросом, соответствовать потребностям покупателя, определяют его качество по сравнению с конкурентами), устанавливают правила для создания новых товаров, прогнозируют жизненный цикл товара.

Маркетинг целиком и полностью направлен от потребителя, от его потребностей и запросов, поэтому предприятие просто вынуждено изменять свою товарную стратегию, создавая новые товары.

С созданием нового товара начинается его жизненный цикл, который характеризуется следующими стадиями:

1. Исследование и разработка. На этом этапе происходит зарождение товара, его идеи. Сбыт товара пока еще нулевой, прибыть отрицательна.

2. Внедрение. На этом этапе товар начинает свое продвижение к потребителю, происходит активная рекламная кампания, но при росте сбыта прибыль продолжает расти в отрицательную сторону.

3. Этап роста. Самый благоприятный этап для производителя. Предприятие получает значительную прибыль, сбыт товара продолжает расти.

4. Этап зрелости. Товар выпускается большими партиями, сбыт растет уже не такими высокими темпами, прибыль понемногу снижается, так как чувствуется конкуренция.

5. Этап спада. Сбыт резко падает, предприятие перестает выпускать товар, прибыль очень низка.

Маркетинг сопровождает товар на всем пути его жизненного цикла.

В область ценовой политики предприятия входят вопросы оптовых и розничных цен, все стадии ценообразования, тактика определения начальной цены товара, тактика коррекции цены. Решая эти вопросы компания устанавливает на товар наиболее благоприятную цену, что способствует повышению прибыльности фирмы.

При определении цены, при прогнозе ее дальнейшего изменения, при ее корректировке предпринимателю очень важно не только не прогадать, но и завысить цену, что может прямым образом отразиться на спросе и отношении к фирме покупателей. Поэтому маркетологи анализируют все изменения и разрабатывают стратегии к установлению и корректировке цен, что способствуют повышению прибыльности и эффективности.

Система сбыта товара – одна из важнейших в маркетинговой политике предприятия. В сбытовой политике маркетологи затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании несомненно увеличит прибыль компании.

Одним из пунктов сбытовой политики предприятия является выбор оптимального канала сбыта.
Под продвижением понимается совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию возникновения у них желания его купить. Современные организации используют сложные коммуникационные системы для поддержания контактов посредниками, клиентами, с различными общественными организациями и слоями.

Продвижение продукта осуществляется путем использования в определенной пропорции рекламы, методов стимулирования сбыта (продаж), персональной продажи и методов связи с общественностью.

Маркетинговая политика продвижения товара способствует максимальному сбыту товара, помогает предпринимателю лучше выяснить предпочтения покупателя и выбрать наиболее эффективный вид продвижения. Без знания техники продвижения современной фирме невозможно выжить, так как без рекламы (одного из способов продвижения) о ней просто никто не будет знать.

Маркетинговая деятельность должна обеспечивать:

- обоснование необходимости производства продукции путем выявления существую-щего или потенциального спроса;

- создание продукции, наиболее полно удовлетворяющей требования рынка по сравнению с товарами, произведенными конкурентами;

- надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного потребительского спроса, вкусах, предпочтениях потребителей;

- координацию и планирование деятельности с учетом интересов рынка;

- совершенствование методов, приемов реализации продукта;

- контроль;

- регулирование всей деятельности субъекта рынка и управление ею с целью достижения генеральных целей в области развития.

(Д ополнение)

Маркетинг организации – это деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели организации и удовлетворяются потребности покупателей. Основу маркетинга как подсистемы организации составляют принципы, определяющие исходные положения ее рыночной деятельности.

К ним относятся:

- постоянное изучение состояния и динамики рынка;

- приспособление к его условиям с учетом требований потребностей конечных потребителей;

- активное формирование рынка в необходимых для организации направлениях.

Функции маркетинга:

- анализ рынка, исследование поведения потребителей, анализ деятельности конкурентов, сегментация рынка;

- разработка предложений по выпуску новых товаров, управление ассортиментом, повышение конкурентоспособности;

- формирование стратегии и тактики цен, калькуляция затрат на маркетинг;

- построение каналов распределения продукции и организация товародвижения;

- реклама, связи с общественностью.

Для реализации целей и функций маркетинга необходимо проводить циклически повторяющиеся работы:

- анализ маркетинговой среды и оценка рыночных возможностей организации;

- выбор целевых рынков сбыта; разработку и внедрение маркетинговых мероприятий.

Они составляют основу процесса управления маркетингом, цель которого – определить перспективные направления маркетинговой деятельности, которые обеспечивают конкурентные преимущества с минимальными затратами ресурсов.

Орг-ная структура маркетинговой деятельностью на предприятии – это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники занимающиеся той или иной маркетинговой деятельность. Каждое предприятие создает отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей (выявление неудовлетворенного спроса покупателей, географическое расширение рынков, изыскание новых сегментов рынка, увеличение прибыли и т.д.). Маркетинговые структуры в значительной степени зависят от размера ресурсов предприятия, спецификации выпускаемой продукции и рынков, на которых они реализуются, от сложившейся структуры управления предприятием. Объединение маркетинговой деятельности предприятий чаще всего по функциям или по товарам.

Основные функции, осуществляемые маркетинговой структурой:

- рыночные исследования;

- планирование ассортимента;

- реклама, ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта);

- сбыт.

Различают: мягкие структуры – высокая степень децентрализации управления, делегированный стиль руководства; жесткие структуры – административный стиль руководства, полномочия в точном соответствии с контрактами, высокая централизация управления, жесткий рабочий режим, множество формальных инструкций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: