Переподготовка и повышение квалификации

Квалификация — степень или уровень проявления профессиональных достоинств, степень соответствия определённому уровню профессиональных требований. Как правило, каждая должность имеет свой набор квалификационных требований.

Учитывая динамизм современной жизни, быстрые изменения в различных сферах деятельности организации, возникает периодическая потребность в обучении кадров, которое позволяет решить следующие задачи:

— персонал узнает больше о своей фирме и вырабатывает чувство

принадлежности к ней;

— сотрудники фирмы узнают о новых разработках и появлении новых видов техники;

— повышается чувство удовлетворенности своей работой, поскольку люди чувствуют, что их ценят;

— в сочетании с эффективным стимулированием обучение поможет получить максимальную отдачу от персонала.

Обучение можно проводить различными методами:

— на рабочем месте;

— короткие консультации, инструктаж в процессе работы;

— организованные курсы обучения в течение какого-то времени;

— краткосрочные курсы с отрывом от производства.

Выбор метода обучения зависит от следующих факторов:

— целей и задач обучения;

— срочности обучения;

— финансовых возможностей предприятия;

— наличия инструкторов, учебных материалов, помещений;

— характеристики участников обучения (их квалификации, мотивации, уровня подготовки);

— квалификации и компетенции преподавателей и т.п.

Целесообразно продумать и такие вопросы: кто будет осуществлять

обучение; кого необходимо обучать; где организовать обучение; какова продолжительность обучения; какова его стоимость?

При выборе метода обучения необходимо учитывать, что обучаемые сохраняют в памяти: 10% — того, что читали; 20% — того, что слышали; 30% — того, что видели; 50% — того, что слышали и видели; 70% —того, что слышали, видели и обсуждали; 80% — того, что говорили сами;

90% — того, что делали сами.

Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности, обучение на рабочем месте является основной формой обучения новых работников.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию

приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводить-

ся как сотрудником, давно выполняющим данные функции (коллегой

обучаемого), так и специально подготовленным инструктором. Инструк-

таж, как правило, ограничен во времени, ориентирован на выполнение

конкретных операций и процедур, входящих в круг профессиональных

обязанностей обучаемого, является недорогим и эффективным средством

развития простых технических навыков труда.

Наставничество является наиболее часто применяемым методом

профессионального обучения, который характеризуется тем, что настав-

ник обычно выполняет весь круг задач по обучению своих подчиненных

без освобождения от основной работы. Применяется для обучения раз-

ных категорий работников — от рабочих до руководящих должностей.

Данный метод требует особой подготовки и склада характера от

наставника. Успех обучения решающим образом зависит от опыта и ква-

лификации наставника, его способности общаться, мотивировать, под-

держивать своего подопечного, осуществлять конструктивную обратную

связь о результатах работы.

Ротация представляет собой перемещение работника с одной пози-

ции на другую с целью ознакомления с новыми направлениями работы,

приобретения новых навыков.

Основными методами обучения вне рабочего места являются:

№ п/п Методы обучения Характерные особенности метода
  Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта
  Программированные курсы обучения Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний
  Конференции, семинары, беседы «за круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях
  Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений
  Деловые игры   Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения
б Тренинг   Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности
  Самостоятельное обучение   Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания
  Методы решения производственно- экономических проблем с помощью моделей   Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)
  Кружок качества «вместо учебы», рабочая группа   Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений

Формы реквалификащш (переподготовки и повыше­ния квалификации) работников сферы культуры весьма многообразны. Прежде всего это отраслевые институты и курсы повышения квалификации, существующие при федеральных, республиканских и региональных органах управления (административных и региональных). Замет­ную роль играют факультеты повышения квалификаци-и при учебных заведениях гуманитарной сферы. Все ак­тивней проявляют себя различные коммерческие центры переподготовки, центры бизнес-подготовки, мастер-клас­сы и т. д. и т. п. Формой повышения квалификации яв­ляется научная работа (учеба в очной и заочной аспиран­туре, подготовка диссертаций на соискание ученой сте-


пени кандидата или доктора наук.' Способствуют росту квалификации научные и методические семинары и кон­ференции, творческие командировки, стажировки. И на­конец, никакая реквалификация невозможна без той или иной степени самообразования.

Задачей менеджеров каждого уровня является пла­нирование и организация реквалификации персонала в соответствии с потенциалом работников, местными усло­виями и возможностями фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: