Квалификация — степень или уровень проявления профессиональных достоинств, степень соответствия определённому уровню профессиональных требований. Как правило, каждая должность имеет свой набор квалификационных требований.
Учитывая динамизм современной жизни, быстрые изменения в различных сферах деятельности организации, возникает периодическая потребность в обучении кадров, которое позволяет решить следующие задачи:
— персонал узнает больше о своей фирме и вырабатывает чувство
принадлежности к ней;
— сотрудники фирмы узнают о новых разработках и появлении новых видов техники;
— повышается чувство удовлетворенности своей работой, поскольку люди чувствуют, что их ценят;
— в сочетании с эффективным стимулированием обучение поможет получить максимальную отдачу от персонала.
Обучение можно проводить различными методами:
— на рабочем месте;
— короткие консультации, инструктаж в процессе работы;
— организованные курсы обучения в течение какого-то времени;
|
|
— краткосрочные курсы с отрывом от производства.
Выбор метода обучения зависит от следующих факторов:
— целей и задач обучения;
— срочности обучения;
— финансовых возможностей предприятия;
— наличия инструкторов, учебных материалов, помещений;
— характеристики участников обучения (их квалификации, мотивации, уровня подготовки);
— квалификации и компетенции преподавателей и т.п.
Целесообразно продумать и такие вопросы: кто будет осуществлять
обучение; кого необходимо обучать; где организовать обучение; какова продолжительность обучения; какова его стоимость?
При выборе метода обучения необходимо учитывать, что обучаемые сохраняют в памяти: 10% — того, что читали; 20% — того, что слышали; 30% — того, что видели; 50% — того, что слышали и видели; 70% —того, что слышали, видели и обсуждали; 80% — того, что говорили сами;
90% — того, что делали сами.
Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности, обучение на рабочем месте является основной формой обучения новых работников.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию
приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводить-
ся как сотрудником, давно выполняющим данные функции (коллегой
обучаемого), так и специально подготовленным инструктором. Инструк-
таж, как правило, ограничен во времени, ориентирован на выполнение
конкретных операций и процедур, входящих в круг профессиональных
обязанностей обучаемого, является недорогим и эффективным средством
развития простых технических навыков труда.
Наставничество является наиболее часто применяемым методом
|
|
профессионального обучения, который характеризуется тем, что настав-
ник обычно выполняет весь круг задач по обучению своих подчиненных
без освобождения от основной работы. Применяется для обучения раз-
ных категорий работников — от рабочих до руководящих должностей.
Данный метод требует особой подготовки и склада характера от
наставника. Успех обучения решающим образом зависит от опыта и ква-
лификации наставника, его способности общаться, мотивировать, под-
держивать своего подопечного, осуществлять конструктивную обратную
связь о результатах работы.
Ротация представляет собой перемещение работника с одной пози-
ции на другую с целью ознакомления с новыми направлениями работы,
приобретения новых навыков.
Основными методами обучения вне рабочего места являются:
№ п/п | Методы обучения | Характерные особенности метода |
Чтение лекций | Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта | |
Программированные курсы обучения | Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний | |
Конференции, семинары, беседы «за круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством | Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях | |
Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики | Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений | |
Деловые игры | Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения | |
б | Тренинг | Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности |
Самостоятельное обучение | Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания | |
Методы решения производственно- экономических проблем с помощью моделей | Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.) | |
Кружок качества «вместо учебы», рабочая группа | Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений |
Формы реквалификащш (переподготовки и повышения квалификации) работников сферы культуры весьма многообразны. Прежде всего это отраслевые институты и курсы повышения квалификации, существующие при федеральных, республиканских и региональных органах управления (административных и региональных). Заметную роль играют факультеты повышения квалификаци-и при учебных заведениях гуманитарной сферы. Все активней проявляют себя различные коммерческие центры переподготовки, центры бизнес-подготовки, мастер-классы и т. д. и т. п. Формой повышения квалификации является научная работа (учеба в очной и заочной аспирантуре, подготовка диссертаций на соискание ученой сте-
|
|
пени кандидата или доктора наук.' Способствуют росту квалификации научные и методические семинары и конференции, творческие командировки, стажировки. И наконец, никакая реквалификация невозможна без той или иной степени самообразования.
Задачей менеджеров каждого уровня является планирование и организация реквалификации персонала в соответствии с потенциалом работников, местными условиями и возможностями фирмы.