Учение о власти- основополагающее в политологии. Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи- о социальной, юристы- о власти законов, политологи- о политической и т.д. Гоббс- власть- средство достичь блага в будущем, желание власти все больше и больше. Ницше- жизнь- это воля к власти.
В энциклопедии – власть – это особое волевое отношение субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по отношению по желанию первого.
В политической литературе Вебер - власть как возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана.
Власть рассматривается как особое отношение господства или влияния, как принуждение, как сила. Власть начинается там, где возникает подчинение. Власть- это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы. Возникают отношения управления-исполнения или командования-подчинения.
|
|
В основе подчинения лежит неравенство: естественное(физиологическое, интеллектуальное) и социальное(статусное, экономическое, образовательное и др.). В демократическом об-ве власть основывается на убеждении, авторитете, является средством социальной коммуникации.
Власть- это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Основные элементы(структура власти): субъект(носитель власти), объект (те, на кого направлена власть),средства(ресурсы).
Субъекты: 1) первичный уровень- индивиды; 2) вторичный- политические организации, политические элиты, лидеры. Вторая классификация: социальный уровень- индивиды, классы, этносы, мафия, толпа, корпоративные группы. Третья классификация: институциональные субъекты- партии, органы власти, ОПД. Четвертая: функциональные- армия, оппозиция, органы разведки, бюрократия. Субъекты власти могут быть рассмотрены и через призму их публичности. С этой позиции можно выделить: открытую власть(президенты, депутаты, лидеры оппозиции); полускрытую (группы давления как законные- СМИ, так и незаконные- подкуп, шантаж, лоббизм- давление со стороны определенных группировок на государственную власть с целью принятия выгодных для групп решений); теневая - органы ГБ,, криминальные структуры, подрывные организации.
|
|
Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ, подчинение, наказание(санкции), нормирование поведения правилами. Власть – отношения субъекта и объекта. Качества объекта определяются политической культурой населения. Мотивы подчинения- страх, интерес, авторитет, неравенство, неравномерное распределение ресурсов власти.
Ресурсы власти- все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Это могут быть ценности( деньги, предметы потребления), средства, способные повлиять на внутренний мир человека(СМИ),орудия, при помощи которых можно лишить человека тех или иных ценностей, в том числе и жизни( оружие, карательные органы).Открытые(силовое принуждение, право, стимулирование, распределение социальных статусов- позитивные- предоставление благ и негативные- лишение благ) и скрытые типы влияния(методы убеждения или внушения).
Классификация ресурсов:
- утилитарные (материальные и другие социальные блага)
- принудительные- меры уголовного и административного воздействия
- нормативные- средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.
Вторая классификация: экономические, социальные, культурно-информационные, силовые. Специфический ресурс- сам человек(демографический). Ресурс сам создает ресурс.
Движение власти. Этапы(формы): господство(политическое, экономическое, идеологическое); руководство; управление; контроль.
Виды власти: неполитическая - экономическая, социальная, духовно-информационная, культурная, религиозная; политическая - всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей. Ее признаки:
- легитимность- использование силы в пределах государства
- верховенство- обязательность решений для всякой иной власти
- публичность- всеобщность и безличность, что значит- обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права(закона)
- многоцентричностью- наличие единого центра принятия решений(в отличие от власти экономической)
- многообразием ресурсов.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественную (партии, ОПД, СМИ). Может проявлять себя либо в форме господства, либо- влияния.
Функции политической власти: обеспечение господства определенных социальных групп в обществе, управление общественной жизнью, поддержание общественного порядка, мобилизация населения для достижения поставленных целей, поддержание единства и целостности общества.
По широте распространения выделяется:
- мегауровень- международные организации(ООН, НАТО)
- макроуровень- центральные органы государства
- мезоуровень- подчиненные центру организации(областные, районные)
- микроуровень- власть в первичных организациях и малых группах.
Есть классификация власти по функциям ее органов - законодательная, исполнительная, судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта - демократическая, тоталитарная, авторитарная. Принудительная, информационная(четвертая власть), теневая. По сферам действия- государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная. Открытая, полускрытая(СМИ, лоббизм- давление со стороны определенных группировок на гос.власть с целью принятия выгодных для групп решений), теневая(органы ГБ, криминальные стр-ры).
Многие политологи доминирующей считают экономическую власть. Иногда доминирующей является информационная. Слияние всех видов власти при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах.
Легитимность власти. Это понятие возникло в н.19 века и обозначало политическое движение во Франции, ставившее целью восстановить законную власть короля в отличие от власти узурпатора Наполеона. Это признание большинством народа законности и справедливости власти. Это правомерность и справедливость. В переводе с фр. означает «законность». Можно сказать и легальность.
|
|
Вебер выделил три типа легитимности:
- традиционная - власть монархов, родовых вождей. Базируется на обычаях. Похожа на патриархальность в семье. Прочная. Способствует стабильности в об-ве.
-легальная или рационально- правовая- источник- закон. В конституционном гос-ве.
- харизматическая- основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми его наделил Бог. Обожествление, Культ личности. Нестабильна. Базируется на эмоциональности (Иисус, Будда, Магомет, Наполеон, Сталин).
Другие типы: идеологическая - воздействие на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения; националистическая - присуща молодым государствам; структурная- вытекает из доверия населения к структурам и нормам режима; персональная- вера в компетентность лидера.
Разные типы легитимности могут дополнять друг друга. Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы.
Источники легитимности:участие граждан в управлении(причастность людей к политике); технократическая(посредством экономической, военной, образовательной деятельности); легитимность через принуждение.
Отсюда выделяют источники власти: авторитет, харизма, право, традиция, привычка к повиновению, богатство, знания, сила, страх.
Делигитимизация власти - утрата доверия в обществе.
Причины:
- противоречие между универсальными ценностями в обществе и эгоистическими интересами властвующей элиты;
- противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на СМИ;
- отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;
- нарастание бюрократизации и коррумпированности;
- национализм, этнический сепаратизм в многонациональных гос-вах, проявляющееся в отвержении федеральной власти;
|
|
- потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.