ЛЕКЦИЯ 5
ТЕМА: «Холодильное оборудование пассажирских вагонов»
Цель: Ознакомление с видами холодильных машин применяемых в вагонах. Изучение их устройства и назначения основных узлов.
Рекомендуемая литература:
1. Холодильные машины и установки кондиционирования воздуха. Пигарев В.Е., Архипов П.Е. М., Маршрут, 2003.
2. Кондиционирование воздуха в вагонах: Учебное пособие/ Ж.С.Мусаев, В.Г.Солоненко, Ю.И.Матяш. – Алматы, КазАТК, 2014. – 293 с.
3. Обучающая контролирующая программа «Кондиционирование воздуха в пассажирском вагоне».
План лекции:
1. Холодильное оборудование вагонных кондиционеров.
2. Холодильники служебных купе.
3. Охладители питьевой воды.
4. Холодильные группы вагонов-ресторанов.
(Функции, принцип действия, технические характеристики)
Контрольные вопросы:
1. Для циркуляции хладогента в холодильной установке служит …
2. Для повышения давления и температуры хладогента в холодильной установке служит …
3. Для отдачи тепла в окружающую среду служит ….
4. Для забора тепла из окружающей среды служит …
|
|
5. Для понижения давления хладогента в холодильной установке служит …
6. Границами высокого и низкого давления в холодильной установке являются
7. Агрегатное состояние фреона на выходе из испарителя
8. Агрегатное состояние фреона на выходе из конденсатора
9. Агрегатное состояние фреона в компрессоре
10. Область высокого давления холодильной установки
11. Область низкого давления холодильной установки
Холодильное оборудование вагонных кондиционеров
Система охлаждения состоит из холодильной установки и устройств для распределения охлажденного воздуха по пассажирским помещениям.В пассажирских вагонах применяются компрессионные холодильные установки. Действие их основано на способности некоторых веществ – хладагентов- температуру при переходе из жидкого состояния в газообразное вследствие резкого уменьшения их давления и вновь нагреваться, отбирая теплоту от охлаждаемой среды.
Основными агрегатами компрессионной холодильной установки являются компрессор для сжатия и передачи газообразного хладона, конденсатор для превращения хладона в жидкость, регулирующий вентиль для автоматического регулирования подачи хладона в испаритель (воздухоохладитель), в котором он испаряется.
Компрессионная холодильная установка (рис. 1) это замкнутая система, где все агрегаты соединены между собой трубопроводами высокого и низкого давления, по которым циркулирует фреон в газообразном и жидком состоянии. Компрессор всасывает из испарителя парообразной фреон, имеющий низкое давление и соответственно низкую температуру. В компрессоре пары фреона сжимаются, при этом давление и температура их повышаются. Из компрессора пары фреона нагнетаются в конденсатор, который для увеличения теплообмена обдувается воздухом. В конденсаторе пары хладона охлаждаются и превращаются в жидкость. Жидкий хладон при высоком давлении подается через регулирующий вентиль в испаритель, где давление его понижается и он кипит, переходя в газообразное состояние. При этом происходит отбор теплоты от продуваемого через испаритель воздуха, в результате чего температура его понижается.
|
|
Охлажденный воздух с помощью системы вентиляции нагнетается в пассажирские помещения вагона, а пары фреона снова всасываются компрессором, и цикл повторяется.
1. Компрессор 2. Электродвигатель компрессора. 3. Электромагнитный вентиль (EVJD-6) 4. Ресивер 5. Конденсатор 6. Фильтр-осушитель 7. Электродвигатель вентилятора конденсатора. | 8. Терморегулирующий вентиль 9. Электродвигатель вентилятора испарителя 10. Испаритель 11. Электромагнитный вентиль (EVJD-10) 12. Реле максимального давления 13. Манометр на стороне нагнетания 14. Манометр давления масла 15. Манометр на стороне всасывания |
Рисунок 1. Компрессионная холодильная установка
Трубопровод от компрессора до регулирующего вентиля называется линией нагнетания или линией высокого давления, а трубопровод от регулирующего вентиля до компрессора - линией всасывания или линией низкого давления.