1. Немецкий психолог К. Гросс рассматривал игру у молодых животных (и у детей) как способ самосовершенствования. Согласно его теории игра - это предварительное упражнения форм взрослого поведения в особо важных сферах жизнедеятельности своего рода практика, готовящая подрастающее животное к жизни взрослых. При этом имелось в виду, что игра позволяет молодому животному упражняться без риска, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий.
2. Теория Г. Спенсер рассматривал игровую активность животного как расход некой избыточной энергии.
3. Эта теория получила новое воплощение в современной концепции «вакумной активности», разработанной известным австрийским исследователем поведения животных К. Лорениом. Он описывает «действия вхолостую», то есть инстинктивные движения, выполняемые при отсутствии соответствующих раздражителей. В этих концепциях (Спенсера и Лоренца) доминирует представление, что когда животному некуда «девать» накопившуюся энергию, оно начинает с азартом выполнять незавершенные, бесполезные телодвижения, не приносящие ему никакой выгоды для обеспечения его жизнедеятельности.
|
|
4.Крайние позиции на игру животных некоторые ученые пытаются хотя бы частично объединить. Так, швейцарская исследовательница поведения животных М. Мейер
-Хольцапфель назвала игру животных мнимой деятельностью. Но при этом она допускает, что в основе игры лежит «пробование», основанное на любопытстве. Играют, по ее мнению, лишь тогда когда не выполняются инстинктивные действия.
5. Другие ученые, наоборот, считают игру инстинктивными действиями, хотя и своеобразными, которые в отличие от сходных инстинктивных действий выполняются многократно и неутомимо. Против такого взгляда на игру возражали на том основании, что в отличие от всех инстинктивных действий не существует никаких особых «органов игры», не существует мозговых центров игры», в то время как для всех инстинктивных действий такие центры можно обнаружить.
6. Но большинство исследователей в настоящее время считает, что игра служит подготовкой к взрослой жизни и накоплению соответствующего опыта путем упражнения. Так, Эльконин Д.Б. высказал предположение, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает способность к ориентации в сложных и изменчивых условиях среды. Как упражнение рассматривает игру известный английский специалист по поведению животных У. Торп, указывая на то, что игра служит для приобретения животными навыков и для ознакомления с окружающим миром. Особое значение Торп придает при этом манипулированию предметами.
|
|
7.Большинство ученых особенно отечественных, придерживается концепции, предложенной К. Фабри. Он на основе своих исследований пришел к выводу, что игры животных представляют собой развивающуюся психическую деятельность. То есть то, что принято называть игрой составляет в своей совокупности основное содержание поведения животных в определенном периоде онтогенеза, который непосредственно предшествует взрослому (адультному) состоянию животного. Этот период Фабри назвал ювенильным (период юности), или игровым, можно его назвать и преадультным (предвзрослым).
Таким образом, игры животных – это совокупность специфически ювенильных проявлений обычных форм поведения.