Как уже отмечалось в пункте 5.2.1, самостоятельное обслуживание оборудования операторами является основой, «золотым столпом» ТРМ.
Под самостоятельным обслуживанием оборудования (дзисю ходзэн) подразумевается такой порядок работы, при котором оператор, выпускающий продукцию, осуществляет при необходимости также ремонт и обслуживание оборудования, в частности производит чистку, смазку, проверку и затяжку соединений, устранение мелких неисправностей. Этим обеспечивается резкое сокращение простоев, поломок оборудования, улучшение качества продукции, увеличение срока службы оборудования. Ремонтные службы заняты устранением серьезных аварий, средним и капитальным ремонтом (в случае необходимости), модернизацией оборудования. Во всех этих работах оператор должен участвовать, даже если работы выполняют специалисты завода-изготовителя оборудования. Освобождение от выполнения текущего обслуживания позволяет ремонтным службам сократить персонал, поднять свою квалификацию и оснащенность, повысить качество работ.
|
|
Менеджеры низового звена (мастера, бригадиры) и операторы должны иметь представление об устройстве оборудования, его работе, принципах функционирования и уметь самостоятельно контролировать его состояние и процесс производства. Это требует существенных изменений в уровне подготовки операторов, их психологии, организации производства. Точка зрения «Я оператор, а ты ремонтник, вот и выполняй свою работу» уступает место другой позиции — «Обслуживание и предохранение оборудования от поломок - дело самого оператора».
Опыт освоения ТРМ показал, что внедрение самостоятельного обслуживания оборудования операторами (СООО) должно производиться поэтапно. Основные шаги такого внедрения показаны па рис. 5.4 [4].
Первые 3 шага освоения СООО отрабатываются проектными и модельными группами на модельном оборудовании. Рабочие группы используют этот опыт для закрепленного за ними оборудования и проходят следующие 4 шага. Рассмотрим краткое содержание 7 шагов освоения СООО.