И лабораторно-практических работ

Лабораторно-практические работы студентов являются составной частью и одной из основных форм учебных занятий в высшей школе. Они выполняют по крайней мере три основные дидактические функции:

1) развитие исследовательских навыков студентов;

2) овладение системой научно-исследовательских средств и методов экспериментально-практического исследования;

3) возможности использования теоретических знаний для решения профессиональных практических задач.

Лабораторно-практические занятия в общем итоге должны обеспечивать формирование системы переходов между лекционным теоретическим курсом (теоретическими знаниями) и способами экспериментального обнаружения (добывания) их, т. е. применения (использования) для решения практических задач. В условиях лабораторного эксперимента студент должен овладеть всей системой методических, технических и других средств получения экспериментальных фактов, их фиксирования (описания), систематизации и интерпретации.

Лабораторно-практические занятия должны обеспечивать дальнейшее развитие теоретического научно-исследовательского мышления студентов, преодоление системы ранее сложившихся наивно-эмпирических представлений об изучаемой профессиональной деятельности и тенденции расхождения (разрыва) между абстрактно-символическими формами выражения теоретических знаний, свойственных теоретическому мышлению, и конкретным предметом изучаемой науки и профессиональной практики. Студент должен научиться «видеть» в изучаемой теории предметно представленную физическую, химическую, педагогическую действительность.

Приведем иллюстрацию этого положения. Как показано в некоторых специальных психолого-педагогических экспериментах (д-р Вьено, Париж), в условиях университетского обучения (Университет им. Р. Декарта), напри-


мер, хорошо успевающие студенты-химики к третьему курсу в достаточной степени овладевают специальными символическими средствами профессионального мышления. Они способны понимать и решать задачи, представленные на соответствующем специальном языке науки. Однако в случаях, если та же самая задача ставится перед студентами как практическая, а не записанная на языке формул, то эти же хорошо успевающие студенты решают ее на наивно-эмпирическом уровне. Это значит, что формально достигнутый ими высокий уровень теоретического мышления не позволяет им понимать и решать профессионально-исследовательские практические задачи.

Как преподаватель, так и студент должны знать об этой опасности «одностороннего» развития теоретического мышления специалиста. В процессе обучения студент должен достичь не только уровня профессионального выражения усваиваемых теоретических знаний, но и уровня теоретического понимания всей изучаемой профессиональной практической деятельности. Решению этой дидактической задачи служит лабораторный эксперимент.

Лабораторно-исследовательский и лабораторно-прак-тический эксперимент, таким образом, позволяет обеспечить непосредственную связь между изучаемой теорией и профессиональной практикой. Он позволяет студенту «увидеть» и понять с помощью теории свою профессиональную действительность и одновременно на основе экспериментально-исследовательской практики — сущность и смысл самих теоретических знаний, поставить новые вопросы и проблемы в самой теории. В тех случаях, когда усваиваемые теоретические знания не имеют опосредованных связей с практикой (через эксперимент и семинарские занятия), дальнейшее развитие теоретического мышления студента задерживается.

Одной из особенностей большинства лабораторных экспериментов является то, что они почти всегда многоэтапны и предполагают решение многих практических, технических и собственно исследовательских задач, включающих подготовку материалов и технического оборудования, обслуживание этого оборудования во время эксперимента, фиксирование получаемых данных, систематизацию их, анализ, интерпретацию и оценку.

Проведение такого более или менее сложного эксперимента предполагает выполнение многих специальных ви-

дов работ, распределенных между участниками. Поэтому большая часть лабораторных работ требует решения дидактических вопросов организации групповой коллективной работы с необходимым распределением обязанностей между участниками. Каждый из участников должен научиться выполнять все специальные виды работы и отвечать за ее общие итоги. Эксперимент выполняется коллективно, но отвечает за общие итоги каждый из участников индивидуально. Для того чтобы преодолеть указанное противоречие между формой проведения и оценкой лабораторных учебных работ, необходимо разработать специальные психолого-дидактические требования, обеспечивающие активную творческую работу каждого и эффективную работу всей группы в целом.

Рассмотрим некоторые возможные требования и рекомендации, обеспечивающие преодоление отмеченного выше противоречия между коллективной работой и индивидуальной ответственностью каждого участника.

Для решения указанной двуединой задачи оптимального сочетания коллективной и индивидуальной форм лабораторной работы необходимо такое распределение студентов в группы, которое обеспечивает возможности успешного выполнения всех звеньев экспериментальной задачи. Это значит, что в лабораторную группу необходимо включить студентов, обладающих различными склонностями и способностями, обеспечивающими группе эффективное решение теоретических и практических задач. Число участников эксперимента (лабораторной группы) должно определяться конкретным числом экспериментально-практических задач, решаемых в данной работе. Деятельность группы в целом должна обеспечивать не только успешное выполнение всех заданий, но одновременно создавать условия для раскрытия индивидуальных личностных возможностей каждого участника групповых лабораторных занятий. Состав группы должен обеспечивать взаимную необходимость каждого участника коллективного упражнения.

Как показывают некоторые специальные психологические эксперименты, максимальное число участников групповой экспериментальной работы не должно быть более 5—6. Большее число участников возможно только при особенно благоприятных личностных взаимоотношениях между участниками. Это значит, что лабораторная экспе-


риментальная работа должна включать решение не более шести самостоятельных задач. В более сложных случаях, участники эксперимента должны решать не одну, а несколько заранее поставленных перед ними задач.

Возможны различные формы оценки и отчетности каждого участника.

В некоторых, случаях целесообразно, чтобы участники отчитывались перед преподавателем не за каждое звено выполненного эксперимента, но за свою собственную часть выполненной работы. В других случаях возможна общая отчетность.

В зависимости от типа лабораторной работы возможно различное (свободное или принудительное) распределение обязанностей между участниками. Можно выделить следующие возможные формы участия в эксперименте в зависимости от этапов выполнения лабораторной работы.

На первом этапе необходима коллективная работа, обеспечивающая определение и формулирование цели, задачи и замысла. Этот этап составляет важное звено в подготовке эксперимента и предполагает участие всех членов группы в обсуждении его цели и общего замысла. Итог этого этапа составляет определение плана проведения, основных этапов и видов работы, распределение индивидуального участия каждого, обеспечивающее выполнение лабораторной работы в целом. В ходе ее проведения каждый из участников решает свою индивидуальную задачу, составляющую звено общей коллективной работы. В некоторых случаях целесообразно выделение руководителя, обеспечивающего координацию работы в целом. При этом необходимо указать точно организационные обязанности в руководстве обсуждениями, подведении итогов, оформлении общего и индивидуальных отчетов. В лабораторных занятиях каждый из участников должен научиться всем основным видам совместной деятельности:

а) руководить работой;

б) работать совместно с другими;

в) работать для других.

В случаях теоретической дискуссии необходимо избегать личностных конфликтов, но не «скрывать» своего подхода и уметь отстаивать свои замыслы, планы, способы интерпретации на различных этапах коллективной работы.

Общим условием успешной совместной работы является формирование у каждого участника представления, что успешная работа «для себя» зависит от успешной работы «для группы» во всех перечисленных формах межличностного взаимодействия. Групповая работа тем самым предполагает организацию и решение специальных вопросов межличностных отношений на основе личностных особенностей участников группы.

Таким образом, психологическая структура лабораторной работы должна соответствовать своеобразной психологической структуре коллективного мышления и условиям межличностного взаимодействия и общения в условиях групповой работы.

Достижение общей дидактической цели развития мышления предполагает совершенствование содержания экспериментально-практических и лабораторно-эксперименталь-ных работ. Конкретные материалы для заданий на лабораторных занятиях различны по различным учебным предметам и учебным курсам. К числу общих источников, содержащих подобные материалы, относятся прежде всего экспериментальные и лабораторные методы исследования в данной науке. Для того чтобы овладеть современными методами исследований, студент в некоторых случаях должен пройти тот путь совершенствования основных экспериментальных процедур, которые были разработаны в истории данной науки. В таких экспериментах он должен научиться воспроизводить систему данных, полученных в результате. Это не значит, что соответствующий лабораторный практикум должен воспроизводить всю историю экспериментальных исследований. Из числа таких экспериментов должны быть отобраны те, которые остаются фундаментальными и которые могут служить развитию мышления студента. В некоторых случаях целесообразно в лабораторном практикуме для целей формирования профессионального мышления включение таких лабораторных работ, которые служили в науке для опровержения ранее полученных экспериментальных фактов. Студент должен «пережить» драматизм в развитии экспериментальных методов.

Вторым возможным источником лабораторных заданий являются исследовательские и производственные задачи, которые возможно воспроизвести в условиях лабораторного эксперимента.


Психологические проблемы развития

теоретического мышления в процессе работы

с научными текстами

В предлагаемом разделе рассмотрим систему психологических требований к тем видам самостоятельной теоретической работы студента, которые составляют изучение им научных, методических и учебных материалов, представленных в виде различных текстов (монографий, статей, разделов учебников и т. п.). Каждый из таких текстов является результатом мышления автора и предназначен для специального (научного, учебного и т. п.) общения с читателем (студентом, научным или практическим работником).

Рассмотрим некоторые основные виды работы студента, обеспечивающие возможность развития собственного теоретического мышления на основе и с помощью мышления автора. К основным видам такой работы можно отнести реферирование и рецензирование текстов монографий, статей в т. п. Каждый из указанных видов теоретической работы составит в последующем важное звено научной и практической деятельности. В процессе обучения они необходимы при подготовке докладов, реферативных частей курсовых и дипломных работ и т. п.

Реферативная работа составляет необходимую часть теоретического изучения научных текстов и может выступать в качестве самостоятельной задачи во многих видах студенческой научной работы. Главное содержание такой работы составляет краткое и точное изложение того или иного научного материала. Трудность ее обычно заключается в том, чтобы кратко и точно изложить содержание того или иного текста «своими словами» для решения специальных теоретических или практических задач. Даже при наличии хорошего авторского реферата, предшествующего статье (или иной научной работе), во многих случаях каждый научный работник вынужден составлять свой собственный реферат. Особые трудности вызывает реферирование работ из смежных областей науки. В некоторых случаях трудности реферирования определяются нечеткостью мысли автора, неясностью терминологии, отсутствием строгих форм изложения и т. п. Эти трудности вполне естественны, так как некоторые из изучаемых материалов готовились автором для решения своих задач и включались в специальный научно-теоретический контекст.

Для четкого реферативного изложения содержания того или иного текста необходимо прежде всего определить собственную цель данной научной работы. Такая работа облегчается в том случае, когда в статье излагаются результаты исследования по той же самой или близкой проблеме.

Первой задачей реферата является грамотное формулирование проблемы или задачи, решаемой автором. Для этого необходимо четко изложить основные положения автора, обеспечивающие ему ту или иную постановку проблемы, теоретическую позицию автора, предложенных им путей и способов ее решения.

Изложение методов и ход исследования (системы рассуждений) автора, включая используемые им и полученные в собственном исследовании факты, предполагают овладение своеобразием научного мышления автора, а не только полученными им результатами и сделанными выводами. Поэтому реферат в четкой и краткой форме должен содержать изложение хода мышления автора, обеспечившего постановку и решение научно-исследовательской задачи. В процессе реферативного изложения, таким образом, необходимо войти в лабораторию авторского мышления, а не только понять и изложить сведения, содержащиеся в научном тексте. Только в этом случае изучение и реферирование научной статьи обеспечивает развитие собственного мышления.

Рецензирование является продолжением реферативной работы. В отличие от реферативной работы рецензирование включает не только точное изложение исследования, но и его оценку. При этом оценочное звено становится главным, обеспечивающим более глубокое выявление достоинств и недостатков того или иного теоретического текста, значения рецензируемой работы в сиртеме других научных исследований.

Решение теоретических задач рецензирования является для студента трудным видом теоретической работы, так как студент еще не владеет необходимой системой знаний о других исследованиях в данной области, на основе которых он может оценить исследование. Наиболее простым видом такой подготовительной работы может быть сопоставление двух близких исследований, в которых предложены различные решения одной и той же задачи или близких теоретических задач.


Рецензия предполагает теоретическую оценку новизны данной работы по отношению к ранее выполненным исследованиям. Так рецензирование приобретает форму ис-торико-теоретического мышления, относящего данную работу к системе предшествующих исследований с целью оценки ее новизны. Рецензент должен исследовать и оценить ранее известное и то новое, что вносит данная работа в постановку проблемы и ее решение.

Необходимым звеном рецензирования является оценка перспектив данной работы, возможных путей продолжения данного исследования. Рецензент в этом случае становится своеобразным «соавтором», продолжающим решение поставленных исследовательских задач. Он может высказать пожелания о перспективных линиях продолжения исследования, сформулировать новые задачи, предложить новые варианты экспериментальных методов и других способов анализа и интерпретацию экспериментальных фактов. Он как бы принимает теоретическую позицию автора, делает ее своей и продолжает думать за автора и вместе с ним. Тем самым развитие теоретического мышления рецензента обеспечивается думанием вместе с автором.

Особой задачей рецензирования является выявление и оценка достоинств и недостатков (неясностей, ошибок) авторского изложения. Решение этой задачи предполагает постановку специальных вопросов к авторскому тексту, формулирование собственных положений и выводов.

В случаях несогласия с автором рецензент становится оппонентом, а сам последующий анализ текста составляет теоретическую дискуссию с автором. В этом случае рецензент решает новую задачу опровержения неправильных или ошибочных положений. Подобное опровержение тех или иных заблуждений возможно лишь на основе собственной теоретической позиции и составляет один из высоких уровней развития теоретического мышления.

Таким образом, проблемы реферирования, рецензирования, оппонирования составляют специальные мыслительные задачи и виды теоретической деятельности. Студент должен научиться решать каждую из указанных задач, что составляет необходимое звено в развитии его теоретического мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: