Выбор и изучение научной литературы

Научные тексты — главный источник исследовательской ра­боты. Выбор литературы для чтения и изучения — важная со­ставляющая труда исследователя. Можно много прочесть, но сделать работу посредственно, и наоборот — на малом мате­риале выполнить ее блестяще. Обычно, работа с научной литературой осуществляется в два этапа:

1. Первичное ознакомление и беглое прочтение источника.

2. Глубокое чтение и анализ.

На первом этапе отсеивается ненужная литература. Литература для чтения и изучения отбирается:

- по ключевым понятиям, составляющим тему исследова­ния;

- по рекомендации научного руководителя;

- из имеющихся «под рукой» источников (например, из пе­риодической печати).

Чтение научной литературы должно сопровождаться ра­ботой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помо­гает адекватно понимать научную терминологию, актуализи­ровать знания и полнее их использовать.

При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых тер­минов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень слож­ности, можно более рационально спланировать изучение ис­точников, начав с более простых для понимания и постепенно переходя к более сложным.

Целесообразно начать чтение научной литературы с источ­ника, в котором интересующая вас проблема представлена бо­лее широко или даже целиком. Он даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся. Им может быть даже учеб­ник или учебное пособие. Хорошо такой источник законспек­тировать и пользоваться им для ориентировки в ходе всего исследования.

Вторичное чтение литературы — чтение более медленное, продуманное, глубокое, с обязательным конспектированием, к тому же целенаправленное и ведущееся по плану, состав­ленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы.

Подбор литературы следует проводить, учитывая:

- жанр (монография, статья, тезисы, учебник, методические разработ­ки);

- предметную тематику (по психологии, педагогике, социо­логии, философии);

- период издания (издания прошлых лет, новые и новей­шие);

- авторские научные школы.

Конечно, выбор диктует цель и план работы, но при этом надо помнить о целесообразности разнообразия источников.

Непременно следует познакомиться с работами своих пре­подавателей, сотрудников своего вуза и способствовать раз­витию их научной школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: