Увеличение объема выпуска, объема национального продукта есть экономический рост. Долгосрочный рост экономики обеспечивается чистыми инвестициями, увеличивающими запас реального капитала, производственные возможности страны.
Под инвестициями в макроэкномике понимают все расходы, которые непосредственно способствуют росту общей величины капитала в экономической системе.
Источником инвестиций являются сбережения всех экономических субъектов. Потребление составляет до 2/3 всей суммы совокупных расходов. Увеличение доли сбережений в национальном доходе означает уменьшение доли потребления, и наоборот.
Отношение величины потребления к величине дохода /V/ отражает сложившуюся на данный момент среднюю склонность к потреблению:
АРС = С / V.
Отношение суммы сбережений к величине дохода показывает среднюю склонность к сбережению:
АРS= S / V
Согласно так называемому «основному психологическому закону” Кейнса, люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход. Это означает, что с ростом дохода склонность к потреблению снижается, а склонность к сбережениям возрастает. Для характеристики этого процесса рассчитывают предельную склонность к потреблению /МРС/ и предельную склонность к сбережению /MPS/
МРС = DС/DV, МРS = DS/DV.
Предельная склонность к потреблению показывает, какая доля прироста дохода пойдет на потребление, а предельная склонность к сбережению – какая доля прироста дохода пойдет на увеличение сбережений и, следовательно, инвестиций.
MPC + MPS = 1.
Инвестиции представляют собой важный компонент совокупных расходов. При изменении инвестиций происходят изменения в величине равновесного национального дохода (рис. 12.17).
Е V=E
E2= C+I +DI+G+NX
ýDI
E1= C+I+G+NX
DV
V1 V2 V
Рис. 12.17. Мультипликатор инвестиций.
Прирост инвестиций сдвигает кривую планируемых расходов вверх, что приводит к увеличению объема выпуска, причем некоторое увеличение инвестиций (DI) дает более значительное увеличение дохода (DV). Описанное явление получило название “эффект мультипликатора”. Впервые это понятие было сформулировано Р.Ф.Каном в 1931 г. Широкое его использование связано с именем Дж.Кейнса, использовавшего его в моделях динамического равновесия.
В чем причина этого явления? Исходное увеличение инвестиций /”первотолчок”/ приводит к увеличению дохода фирм, приводящих инвестиционные товары /оборудование, стройматериалы и т.д./ Они, в свою очередь, расширяют свое собственное потребление, производство, занятость и предъявляют спрос на сырье, материалы и т.д. Рост занятости и доходов работников способствует расширению производства в отраслях, происходящих потребительские товары. Таким образом, цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода “эффект кругов на воде”. Причем, чем шире становится этот процесс, тем “эффект возмущения” становится менее интенсивным. Затухание объясняется тем, что не весь полученный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т.е. становится снова чьим-то доходом. На каждом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообразования. Таким образом, сила эффекта мультипликатора является затухающим и зависит от предельной склонности к сбережению и потреблению.
Мультипликатор – коэффициент, показывающий, насколько увеличивается доход при данном увеличении инвестиций:
m = DV / DI.
Мультипликационный эффект в кейнсианской модели вызывается автономными инвестициями.
Динамика инвестиций определяется такими факторами, как ожидаемая норма чистой прибыли, реальная ставка процента, наличный основной капитал, динамика совокупного дохода, экономические ожидания, изменения в технологии и др.
С увеличением совокупного дохода автономные инвестиции дополняются индуцированными, зависящими от роста ВВП. Зависимость инвестиций можно показать в виде функции:
I = `I – dr + gV, где I – инвестиции,
`I – автономные инвестиции,
d- коэффициент чувствительности
инвестиций к ставке процента ставке процента,
r- реальная ставка процента,
g - предельная склонность к
инвестированию,
/ g=DI/DV / - доля расходов на
инвестиции в приросте дохода,
V- доход, выпуск.
Поскольку величина мультипликатора зависит от предельной склонности к потребле- нию, то m = 1/ (1- MPC) = 1/ MPS. Обозначив МРС через “в”, формулу мультипликатора запишем в виде: m = 1/ (1- в). В то же время: m = DV/DI. Отсюда: DV =m. DI= 1/(1-в). DI.
Например, если в=0,8, а DI=100, то DV= 1/(1-0,8). 100 = 500.
Оценивая эффект мультипликатора, необходимо помнить, что если в случае роста инвестиций он срабатывает “в пользу” экономического роста, то при их сокращении он с не меньшей силой вызовет падение производства. Величина мультипликатора тем больше, чем меньше предельная склонность к сбережению /MPS/.
Анализ мультипликационного эффекта показывает наличие необычного явления, получившего название “парадокса бережливости”. Суть его в том, что при определенных условиях попытки населения больше сберегать оборачиваются возвратом к первоначальному уровню сбережений /или даже к их автономному сокращению/.
Сбережение — не всегда добродетель. Индивидуальное благоразумие и бережливость могут оказаться социальным безумием. Стремление каждого увеличить свои сбережения может иметь своим результатом уменьшение фактического сбережения всех членов общества в совокупности. Большую роль при этом играет состояние экономики, находится ли она в депрессивной фазе развития или в фазе оживления.
Так, например, в условиях полной занятости при примитивном ведении хозяйства рост бережливости дает возможность увеличить инвестиции. Эта же доктрина бережливости справедлива для периодов войн и для периодов инфляции. В таких условиях рост сбережений — благо.
Напротив, в условиях неполной занятости и недостаточного спроса попытки отдельных лиц сберегать могут уменьшить сбережения и инвестиции в целом.
Сберегая, человек сокращает потребление. Тем самым снижаются доходы других лиц, поскольку расход одного формирует доход другого. Сокращение доходов, в свою очередь, ведет к падению уровня сбережений. Кроме того, при низком уровне потребления в обществе сокращаются и потребности в капитальных товарах. Фактически это приведет к сокращению инвестиций. Другими словами, в период депрессии призывы к сбережению и затягиванию поясов усугубляют дефляционную спираль и тормозят выход из кризиса.
Особый «вред» бережливости состоит в том, что наиболее серьезные мотивы сбережений появляются у людей как раз при ухудшении экономической конъюнктуры. Стремление к большим сбережениям превращает ожидаемый спад в реальность.
Графически “парадокс бережливости” 2 выглядит следующим образом (рис. 12.17).
I, S
S2
S1
I
V 2 V1 V
Рис. 12.19. Парадокс бережливости.
С теорией мультипликатора непосредственно связан принцип акселерации.
Сущность принципа акселерации заключается в следующем: возросший доход, полученный в результате мультиплицирующего воздействия первоначальных инвестиций, приводит к росту спроса на потребительские товары. Отрасли, производящие потребительские товары, расширяются, и это вызывает увеличение спроса на товары производственного назначения, т.е. на средства производства. Причем изменения в спросе на потребительские товары вызывают гораздо более резкие изменения в спросе на товары производственного назначения. Это связано с некоторыми особенностями воспроизводства основного капитала. Последний требует единовременных крупных затрат, которые возмещаются постепенно в течение длительного процесса. Поэтому в случае необходимости расширения существующих или строительства новых предприятий затраты на создание нового основного капитала превосходят стоимость выпускаемой продукции. Другими словами, принцип акселерации касается «изменения спроса на готовую продукцию».
П. Самуэльсон поясняет принцип акселерации на следующем арифметическом примере. Предположим, имеется текстильное предприятие, стоимость оборудования которого в 10 раз превышает стоимость реализуемых в течение года тканей. Если в течение какого-то периода реализуется тканей на 6 млн. долл., то предприятие должно располагать капитальным оборудованием на 60 млн. долл. Допустим, оборудование состоит из 20 машин, каждый год снашивается и подлежит возмещению I машина, или 3 млн. долл.
Теперь предположим, что в течение какого-то периода, например четвертого года, продажи возросли на 50% — с 6 млн. до 9 млн. долл. В этом случае число машин должно также возрасти на 50% — с 20 до 30 единиц. Следовательно, в этом году будет приобретено 11 машин: 10 новых и одна для возмещения изношенной.
Продажи возросли на 50%. а производство машин на 1000%. Это и есть эффект ускоряющего (акселеративного) воздействия изменения в потреблении на уровень инвестиций, который дал принцип акселерации.
Следовательно, под принципом акселерации понимают процесс, показывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода. Для определения масштабов акселерации экономисты ввели меру акселеративного воздействия изменения потребительского спроса на инвестиционный спрос. Такой мерой служит коэффициент акселерации, или просто акселератор. Его определение дает американский экономист Э. Хансен.
Акселератор - числовой множитель, на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции.
Таким образом, изменения в спросе на инвестиционные товары рассматриваются как функция изменений в спросе на потребительские товары, а прирост новых, или стимулированных инвестиции, исчисляется как произведение прироста дохода на коэффициент акселерации. Простейшая формула акселератора такова:
It = a (Yt - Yt-1) или а = It / (Yt - Yt-1)
где It— рост новых инвестиций; a— коэффициент акселерации; Yt— величина дохода за последний период; Yt-1— величина дохода за предшествующий период;Yt - Yt-1— прирост дохода.
Следовательно, эффект от прироста дохода, выраженный в приросте инвестиций, находится в прямой зависимости от коэффициента акселерации, и поэтому увеличение дохода, как правило, ведет к кратному увеличению новых инвестиций.
Если, исходя из примера Самуэльсона. в течение четвертого года продажи возросли на 3 млн. долл., т.е. I = 3 млн. долл., а производство машин — с 20 до 30 единиц, или на 30 млн. долл.. учитывая, что замещение одной машины равно 3 млн. долл.. т.е. I=30 млн. долл., коэффициент акселерации будет равен 10. Это означает, что если спрос на потребительские товары увеличится, то будет расти и спрос на основной капитал в соответствии с величиной акселератора. Связывая «принцип акселерации» с увеличением спроса на потребительские товары и ростом их производства, Э. Хансен замечает, что «спрос на чистые добавления к основному капиталу зависит не от уровня спроса на потребительские товары, а от темпов роста этого спроса». Далее он поясняет: «Когда темпы роста потребительского спроса ослабевают (даже если сам спрос хотя и менее быстро, но все еще растет), тогда спрос на дополнительное оборудование испытывает абсолютное сокращение. Если же спрос на потребительские товары перестает возрастать (т.е. остается постоянным), нужда в дополнительном оборудовании отпадает, и отраслям, производящим блага, остается только работать для возмещения и поддержания существующего оборудования по мере того, как оно изнашивается».
Отсюда следует, во-первых, что акселеративное воздействие роста спроса на потребительские товары происходит лишь в случае изменения темпов роста спроса. а не абсолютного изменения спроса на потребительские товары, во-вторых. что новые инвестиции находятся в функциональной зависимости от темпов роста спроса на потребительские товары и, в-третьих, что принцип акселерации обладает двусторонним действием.
Поясним третье положение. Вначале небольшой прирост продаж на 3 млн. долл. дал громадный прирост инвестиционных расходов в сумме 30 млн. долл. Для того чтобы не упали инвестиции, необходимо поддерживать растущее потребление. Если темпы роста потребления будут увеличиваться, то инвестиционные расходы будут возрастать в соответствии с величиной акселератора. В этом случае принцип акселерации носит характер повышательного действия. Это — одна сторона явления.
Предположим, что темпы роста спроса на потребительские товары начнут убывать (пусть даже сам спрос продолжает расти), тогда, естественно, последует падение спроса на основной капитал.
Таким образом, принцип акселерации раскрывает зависимость между изменениями производства капитальных благ и товаров народного потребления. Мультипликатор и акселератор обусловливают друг друга. Исследование взаимодействия процессов мультипликации и акселерации можно найти в работах П. Самуэльсона, Р Харрода, Дж. Хикса, Е. Домара и многих других.
Открытие этих принципов позволило понять механизм экономического роста и его колебаний. Сочетание действий мультипликатора и акселератора объясняет процесс расширения и сокращения деловой активности.
Согласно теории мультипликатора, рост инвестиции оказывает умноженное воздействие на доход. Доход возрастает в соответствии с величиной мультипликатора. Рост доходов приводит в свою очередь к росту темпов роста на потребительские товары и росту их производства. Это вызывает необходимость строительства новых предприятий по производству потребительских товаров, которое приводит к росту производства средств производства. Причем рост инвестиции, связанный с расширением производства средств производства, находится в акселеративной зависимости от роста доходов, иначе говоря, рост инвестиций равен произведению коэффициента акселерации на прирост дохода. Это, в свою очередь, приводит в действие заново весь процесс мультипликации. Сторонники теории мультипликатора и акселератора считают, что поскольку рост инвестиций, так же как и рост спроса на потребительские товары, зависит от государственных ассигнований, то, следовательно, в руках государства находится решение проблемы бескризисного развития экономики.
Рассматривая взаимодействие мультипликатора и принципа акселерации, экономисты приходят к выводу, что для определенного периода времени всегда можно найти такое сочетание этих коэффициентов, которое приведет к незатухающему росту.
Первоначальные инвестиции, вызывающие эффект мультипликации, носят характер автономных инвестиций. В отличие от этого принцип акселерации имеет дело со стимулированными инвестициями, которые зависят от дохода, т.е. являются результатом возрастания конечного спроса или объема продаж. Автономные инвестиции дают первоначальный толчок процессу расширения экономики и вызывают эффект мультипликации, а стимулирование инвестиции, являясь результатом возросшего дохода, приводит к дальнейшему росту дохода.
Следовательно, изменение дохода зависит от автономных и индуцированных инвестиций. Иначе говоря, оно зависит от взаимодействия мультипликатора и акселератора.
Таким образом, мультипликационно-акселерационный механизм можно представить как спираль, которая то развертывается, то сжимается, свертывается, вызывая циклические колебания экономики.
Сдвиг кривой планируемых расходов и мультипликационный эффект вызываются не только инвестициями, но и любым компонентом автономных расходов, что приведет к изменению ВВП.
Обозначив любой компонент совокупных расходов через А, получим: DА = D(С+I+G+Nx). Мультипликатор автономных расходов: mA = DV/DA. Он показывает во сколько раз суммарный прирост /сокращение/ ВВП превосходит прирост /сокращение/ автономных расходов. Относительно небольшие изменения в величинах C, I, G, Nx может вызвать значительные колебания занятости и объема выпуска:
DV = m A. DА = 1/(1-в).DА
Величина мультипликатора зависит от налоговой ставки /t¢ /. С ее учетом формула мультипликатора примет вид:
m = 1/ (1-в/1-t¢),
где t¢ – предельная налоговая ставка: t¢ = DT/DV.
В открытой экономике величина мультипликатора будет также зависеть от предельной склонности к импортированию:
m ¢ = DIm/DV, где DIm – изменение расходов на импорт,
DV - изменение дохода.
С учетом m¢ мультипликатор автономных расходов примет вид:
m A =
1-в(1-t¢) +m¢
Следовательно, экономика, в которой важную роль играют подоходные налоги и внешнеэкономические связи гораздо менее чувствительна к изменениям в инвестициях по сравнению с моделью Кейнса, так, если в= 0,8, m¢ =0.16, а t = 0.2, то величина мультипликатора упадет с 5 /при в = 0.8/ до 1.25 и прирост инвестиций в 100 ед. дает увеличение дохода только в 125 ден. ед.