Дисциплина 7 – Охрана труда, пожарная безопасность

§ 7.1. Правовые основы охраны труда

Основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

Знание и выполнение требований безопасности являются служебной обязанностью работника, а их нарушение – нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

§ 7.2. Виды инструктажей по охране труда

вводный инструктаж – проводится до начала работы со всеми принимаемыми на работу лицами. Проводит инженер по охране труда по конспекту вводного инструктажа.

Цель - ознакомление работника с местными условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка подразделения железной дороги и основными вопросами по охране труда.

первичный инструктаж – проводится после вводного инструктажа непосредственно на рабочем месте до начала работы (стажировки). Проводит инструктор по конспекту первичного инструктажа.

Цель - ознакомление работников с производственной обстановкой и безопасными условиями труда на конкретном рабочем месте.

повторный инструктаж – проводится со всеми работниками не реже 1 раза в 6 месяцев, а с работниками профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда – не реже 1 раза в 3 месяца. Проводят инструктор, бригадир, ЛНП по конспекту первичного инструктажа в полном объеме.

Цель - повторение и закрепление знаний по охране труда.

внеплановый инструктаж проводится:

• при введении новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;

• при нарушении работниками требований охраны труда;

• при перерывах в работе, связанной с движением поездов, более чем на 30 календарных дней и др.

Проводит инструктор, бригадир, ЛНП

целевой инструктаж – проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности работника непосредственно вблизи или на ж/д путях, перед каждой сменой.

Цель – уяснение оперативной обстановки и разъяснение возможных опасностей при предстоящей работе.

Основная форма контроля за состоянием охраны труда – трехступенчатый контроль – проводится административно-командным аппаратом предприятия:

I ступень – проводится ежедневно и далее в течение дня ЛНП.

II ступень – проводится 1 раз в месяц начальниками цехов, участков, инструкторами.

III ступень – проводится 1 раз в 3 месяца комиссией, возглавляемой одним из руководителей структурного подразделения.

(!!!) День охраны труда – каждая 3 среда месяца

(!!!) День безопасности движения – каждая среда

§ 7.3. Производственный травматизм и его профилактика

Виды травм

1. В зависимости от характера воздействия (механические, термические, химические, электрические, психические)

2. По тяжести исхода (без потери трудоспособности – микротравмы, с инвалидным исходом, со смертельным исходом, групповые – 2 человека и более)

3. В зависимости от связи с трудовой деятельностью (бытовая, производственная)

О несчастном случае работник должен немедленно информировать непосредственно руководителя работ. Расследование проводится комиссией по расследованию несчастных случаев на предприятии.

Если:

• легких повреждения, расследование в течение 3-х дней

• случай групповой, тяжелый или со смертельным исходом – в течение 15 дней

• случай был групповой, но у всех пострадавших легкие повреждения – в течение 3-х дней

• случай о котором не было своевременно сообщено или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу – в течение 1 месяца со дня поступления заявления от пострадавшего.

Любой срок расследования можно продлить 1 раз на 15 дней.

По окончанию расследования оформляется акт формы Н-1 в 3-х экземплярах, один из которых выдается пострадавшему.

Общие требования безопасности

К самостоятельной работе проводника допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, стажировку и проверку знаний по охране труда.

Проводник в процессе работы должен проходить:

• Экзамен 28Ц (по безопасности движения) – 1 раз в 2 года;

• Проверку знаний по охране труда – 1 раз в 2 года;

• Проверку знаний по электробезопасности – 1 раз в год;

• Проверку знаний по пожарной безопасности – 2 раза в год;

• Периодическое обучение и проверку знаний по оказании первой медицинской помощи – 1 раз в год;

• Проверку знаний должностной инструкции проводника хвостового вагона (если проводник хвостового вагона) – 2 раза в год;

• Проверку знаний по санитарному минимуму – 1 раз в 2 года.

В летний период проводник должен иметь следующую спецодежду:

• Халат хлопчатобумажный (два);

• Резиновые перчатки.

Во время работы необходимо соблюдать:

Проводник во время дежурства должен быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую форменную и специальную одежду;

Перед отправление в рейс проводник должен привести в порядок форменную и специальную одежду. Одежда должна быть подобрана по размеру и росту, исправна, не сковывать движения. Обувь должна быть удобной, на низком каблуке (до 5 см), с закрытым носком и пяткой, хорошо фиксировать стопу (ношение тапочек и сланцев во время рейса запрещено).

Проводник должен соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и при необходимости, а также после каждой уборки вагона и комплектации использованного белья.

После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание проводится дополнительная гигиеническая обработка рук с применением дезинфицирующих средств последующим мытьем теплой водой.

Личную и спецодежду необходимо хранить отдельно друг от друга в специально предназначенных для этого местах.

§ 7.4. Общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях

• При нахождении на железнодорожных путях проводнику необходимо:

• К месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями «Служебный проход», пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам;

• Проходить вдоль путей только по обочине полотна или по середине междупутья, обращая внимания на движущийся по смежным путям подвижной состав;

• Переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

• Переходить путь, занятым подвижным составом, пользуясь только тамбурами пассажирских вагонов;

• При сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней, подножек, ступеней, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

• Обходить группы вагонов и локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 метров от автосцепки;

• Проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 метров;

• Обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупредительные знаки.

При нахождении на железнодорожных путях проводнику запрещается:

• Переходить или перебегать пути перед движущимся составом;

• Подлезать под вагоны;

• Становиться или садиться на рельс;

• Ходить внутри колеи или по концам шпал;

• Находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

• Переходить стрелочные переходы в местах расположения остряков;

• Становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;

• Находиться в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», а также около этих мест при прохождении подвижного состава.

При выходе на железнодорожный путь из помещений, вагона, а также из-за здания, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося состав, а в темное время суток или яркую солнечную погоду подождать, пока глаза привыкнут освещению.

§ 7.5. Требования безопасности перед началом работы

Перед началом работы при получении наряда на маршрут следования поезда проводник должен уточнить местонахождение вагона и безопасный маршрут следования к нему.

Перед отправлением в рейс проводник должен прослушать инструктажи, в том числе по мерам безопасности в аварийных ситуациях.

После получения на базе оборудования вагонов необходимого в рейсе инвентаря проводник должен следовать к вагону по установленным маршрутам прохода, соблюдая меры безопасности при переноске инвентаря, обходя различные сооружения, устройства, приспособления, механизмы и материалы, расположенные на междупутье. Необходимо быть внимательным в темное время суток, а также при плохой видимости.

Перед отправлением в рейс, принимая вагон, проводник должен убедится в:

• исправности всех окон, дверей, дверных замков и предохранительных запоров;

• исправности поручней, подножек, ступенек, откидных площадок, переходных площадок;

• отсутствие посторонних предметов на рамах тележки и кузова, аккумуляторных ящиках, в тамбуре вагона;

• наличие пломб на стоп-кранах, рукоятках привода аварийных выходов и потолочных люках;

• наличие на специальных кронштейнах огнетушителей и пломб на них, сроки освидетельствования;

• наличия топлива для кипятильника;

• наличие пепельниц в местах для курения;

• исправность ручного тормоза;

• исправность принудительной вентиляции и устройств кондиционирования воздуха;

• исправность системы водоснабжения (отсутствие течи в трубах и кранах, отсутствие засоров);

• исправность функционирования потребителей электроэнергии (система освящения, кипятильник, СКНБ, заряд АКБ) путем их кратковременного включения с пульта управления;

• проводник хвостового вагона дополнительно должен проверить наличие сумки главного кондуктора, комплекта сигнальных принадлежностей, проверить срок годности петард, целостность и чистоту стекол хвостовых сигнальных фонарей, наличие в них электроламп;

Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки пассажирского вагона, проводник обязан сообщить начальнику поезда или поездному электромеханику для принятия соответствующих мер по их устранению.

§ 7.6. Требования безопасности во время стоянки поезда

Запрещается высадка и посадка пассажиров до полной остановки поезда. После полной остановки проводник должен:

• Открыть дверь и закрепить ее на фиксатор;

• Протереть поручни;

• Поднять откидную площадку и надежно закрепить ее на фиксатор;

• Протереть поручень площадки;

• Выйти из вагона спиной к платформе;

• При необходимости помочь пассажирам при выносе или вносе их багажа;

В момент подъема откидной площадки тамбура, проводник должен находиться от нее на безопасном расстоянии.

При выходе и входе из вагона проводник должен убедиться в исправности поручней, подножек, ступенек вагона.

Дверь закрывать и открывать следует плавно, без стука, держась только за ручки дверей.

Закрывать снаружи боковые тамбурные двери за решетку запрещается.

Спускаясь вниз по подножкам из тамбура, необходимо держаться руками за поручни, не отрывая рук до тех пор, пока ноги не коснуться земли.

Запрещается прыгать с тамбурной площадки или с подножек вагона.

На посадке проводник должен смотреть в хвост поезда для принятия оперативных мер по ограждению.

§ 7.7. Требования безопасности во время движения поезда

Правила техники безопасности при отправлении поезда:

• За 5 мин до отправления поезда все проводники должны попросить пассажиров зайти в вагон, а провожающих покинуть вагон, закрыть откидную площадку, закрепить ее на фиксатор и ждать отправления поезда при этом смотреть в хвост состава для оперативного ограждения поезда в аварийных ситуациях;

• При отправлении пассажирского поезда от железнодорожной станции проводник должен закрыть боковые двери на замки («секретка» и трехгранный/специальный ключ) и проводить железнодорожную станцию до конца платформы;

• Проводники штабного и хвостового вагонов провожают станцию с открытыми дверями при этом необходимо держаться другой рукой за поручень или специальный кронштейн. Запрещается держаться за пазы, косяки, края, ручки дверей, опираться о стекло в дверях.

Правила техники безопасности в пути следования

• Во время движения пассажирского поезда проводник должен следить за тем, чтобы боковые тамбурные двери и торцевые двери тамбуров по концам состава были заперты изнутри на замки. Торцевые тамбурные двери остальных вагонов должны оставаться незапертыми.

• Боковые двери тамбура с нерабочей стороны должны быть закрыты на замок «секретку», специальный ключ, трехгранный ключ. Боковые двери тамбура с рабочей стороны должны быть закрыты на замок «секретку» и трехгранный/специальный ключ.

• При переходе из вагона в вагон проводнику необходимо убедится в том, что переходные площадки – фартуки обоих вагонов находятся в опущенном положении. Двери открывать и закрывать следует плавно, без стука, держась только за ручки дверей. Нельзя держаться за решетку!!!

• Перед входом в тоннель пассажирского поезда проводник должен закрыть все овна, форточки, выключить приборы принудительной вентиляции, включить электрическое освещение.

• В пути следования проводник должен следить за правильной укладкой ручной клади пассажиров на багажных полках.

• При разрыве состава в пути следования проводник должен привести ручной тормоз в действие, поднять переходную площадку и закрыть дверь на ключ, после чего оградить вагон в установленном порядке.


Правила техники безопасности при обслуживании пассажиров чаем:

• Перед приготовлением и раздачей чая и других пищевых продуктов необходимо вымыть руки теплой водой с мылом, надеть предназначенную для этой цели специальную одежду, волосы подобраны под головной убор. Во время обслуживания пассажиров не допускается ношение расстегнутой одежды.

• Необходимо:

• Предупредить об этом пассажиров, чтобы они соблюдали осторожность при перемещении по вагону и следили за детьми;

• Убедиться, что около кипятильника нет посторонних вещей;

• Пол вагона должен быть сухим;

• Стаканы с ложечками необходимо устанавливать в подстаканники, кружки на подносы, наливать их не полностью;

• Не допускается использовать стаканы (кружки) с отколом;

• Разрешается носить не более 2-х стаканов в подстаканниках в одной руке, кружки не более 2-х на подносе;

• Передвигаться по вагону со стаканами или подносом следует медленно, осторожно, держась свободной рукой за поручни.

• При использовании СВЧ-печи или электропечи необходимо соблюдать требования инструкций по их эксплуатации (специальная посуда, фарфор, керамика, стекло).

Во время движения поезда проводнику запрещается:

• Садиться в вагон после начала движения;

• Запрыгивать на подножки или ступеньки вагона, садиться на ступеньки или сходить с них, спускаться из тамбура на ступеньки вагона;

• Стоять и высовываться из открытой тамбурной двери или окна;

• Висеть на поручнях вагона или переходить с подножки одного вагона на подножку другого вагона;

• Пользоваться подвагонной нишей;

• Открывать боковые тамбурные двери.

При производстве маневровых работ проводник, находящийся в вагоне, должен прекратить работу, сесть на диван и не производить никаких действий до окончания маневровых работ.

§ 7.8. Требования безопасности при производстве внутренней уборки вагона

Правила техники безопасности при уборке вагона:

• Уборку вагона проводник должен производить в халате и резиновых перчатках;

• Комплектовка грязного белья должна происходить в рабочем тамбуре в халате и резиновых перчатках;

• При уборке багажных и спальных полок, застиле белья, заправке питьевой установки проводник должен пользоваться лестницей-стремянкой. Запрещается вставать на откидные столики и мокрые диваны, дверные ручки, на ребра багажных рундуков, упираться ногами в стенки и перегородки вагона.

• При подъеме спальной полки откидного столики необходимо проверить их фиксацию в поднятом положении, потянув полку/столик на себя.

Правила техники безопасности при уборке тамбура:

• Во время уборки тамбура проводник должен закрыть боковые и торцевые двери на замок «секретку». Обмывку нижней стороны откидной площадки производить на стоянке со ступенек, держась за поручень и убедившись в надежном закреплении поднятой площадки на фиксатор. При протирке пазов наружного дверного проема следует присесть и держаться за специальную ручку, закрепив дверь на фиксатор.

• Проводник, обнаружив разбитое стекло, обязан, надев рукавицы, удалить остатки разбитого стекла в ведро (используется совок и ведро для угля);

• При удалении крупных осколков стекла из вагона необходимо стоять на закрытой откидной площадке и передать осколок стекла другому проводнику, находящемуся на платформе, соблюдая при этом осторожность;

• Дверцы ящиков для хранения угля, шкафов в служебном отделении, потолочные люки после уборки должны быть закрыты на замок;

• Сбор мусора должен производиться в специальную емкость «для мусора» или специальные полиэтиленовые мешки. Накапливаемый в пути мусор должен либо сжигаться в топке котла вагона, либо удаляться из вагона в предусмотренном для этого мусоросборники на железнодорожных станциях. Выбрасывать мусор, выливать воду из вагона на переходные площадки, автосцепку запрещается.

§ 7.9. Электробезопасность

Электрической установкой называются такие установки, в которых производится преобразование, распределение, передача, потребление электрической энергии.

Действующей электрической установкой называются такие установки, которые находятся под напряжением полностью или частично, или на которые в любой момент может быть подано напряжение, включение коммутационной аппаратуры.

Электрические установки подразделяются на установки:

• выше 1000 V;

• до 1000 V.

  Опасный ток   Смертельный ток   Опасное напряжение
0,05 А 0,1 А свыше 42 V (переменное) свыше 110 V (постоянное)

При повышенной влажности, температуре, наличии металлических полов и т.п. опасным напряжением для жизни человека может быть 12 V.

Для работы проводнику присваивается II группа по электробезопасности до 1000 В в качестве электротехнологического персонала.

Средства защиты по степени надежности подразделяются на:

• основные;

• дополнительные.

Основные средства защиты – те средства, изоляция которых может надежно выдержать рабочее напряжение установки.

Дополнительные средства защиты – защитные средства, служащие для усиления действия основных средств. Дополнительными средствами нельзя касаться к токоведущим частям.

Коллективные средства защиты:

- сигнализация утечек тока на корпус вагона;

- реле максимального напряжения;

- аварийная кнопка обесточивания электрических цепей;

- изоляция;

- ограждение;

- заземление;

- знаки безопасности;

- применение сигнальных цветов;

- специальные изолирующие предметы, приспособления.

Первая помощь при электрических травмах:

• выключить рубильник;

• перерубить провода топором с сухой ручкой;

• оторвать пострадавшего за сухую одежду;

• сделать массаж сердца и искусственное дыхание.

Шаговое напряжение – напряжение между двумя точками цепи тока, которые находятся одна от другой на расстоянии шага и на которых одновременно стоит человек.

Тяжесть электрической травмы во многом зависит от величины сопротивления тела человека (оно зависит от влажности, чистоты кожи, величины поверхности и плотности контакта).

Меры безопасности при покидании зоны «шаговых напряжений»: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, выходить из опасной зоны передвижением ног не более чем на ширину ступни. При этом ступни ног не должны отрываться от земли.

На электрифицированных участках железных дорог проводнику запрещается:

• наступать на электрические провода и кабели;

• приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 метров;

• прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они заземленных конструкций или нет.

Проводник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающих с них посторонние предметы, обязан незамедлительно сообщить об этом начальнику поезда или в ближайший пункт контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру.

До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любым подручным средством и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 метров.


Знаки безопасности на объектах железнодорожного транспорта

Знаки безопасности служат для предотвращения несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров или аварий.

Группы основных знаков безопасности

1. Запрещающие знаки (круглой формы, белый цвет, красная окантовка, внутри рисунок, перечеркнут) - предназначены для запрещения определенных действий («Не включать, работают люди!»). 2. Предупреждающие знаки (равносторонний треугольник желтого цвета с черной окантовкой) – предназначены для предупреждения работающих о возможной опасности («Опасное напряжение», «Осторожно, лазерное излучение!»).
3. Предписывающие знаки (круглый знак синего цвета с изображением белого цвета) – предназначены для разрешения определенных действий работающих только при выполнении конкретных требований безопасности труда. 4. Указательные знаки (прямоугольной формы, синего цвета, внутри белый квадрат, в нем – рисунок либо поясняющая надпись) – для указания местонахождения различных объектов и устройств: пунктов медицинской помощи, питьевых пунктов, пожарных постов и т.д.
5. Знаки пожарной безопасности (квадрат красного фона с белыми рисунками). 6. Эвакуационные знаки и знаки медицинского и санитарного назначения (квадратные или прямоугольные знаки зеленого цвета с изображением белого рисунка).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: