Цель занятия: Оценить уровень теоретических и практических знаний студентов по медицинской протозоологии, систематизировать и обобщить изученный материал, закрепить практические навыки.
Задачи:
1.Выявить теоретический уровень подготовки студентов по медицинской протозоологии.
2.Выявить знания систематики и морфологии основных простейших по микропрепаратам и фотографиям.
В результате изучения материала студент должен:
Знать:
1)Теоретические основы медицинской протозоологии.
2)Особенности морфологии, биологии развития простейших, их медицинское значение; профилактику переносимых ими заболеваний.
3)Пути заражения протозойными болезнями.
4)Методы лабораторной диагностики вызываемых простейшими заболеваний
Студент должен уметь:
1)Определить систематическую принадлежность и стадию развития паразита на микропрепарате, дать ее характеристику.
2)Решать ситуационные задачи.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОТОЗООЛОГИИ
1. Формы биотических связей в природе: симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм.
2. Сущность явления паразитизма.
3. Классификация паразитов (паразитизм факультативный, истинный, ложный; временный, постоянный; экто- и эндопаразиты).
4. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин.
5. Приспособления простейших к паразитическому образу жизни.
6. Понятие инвазии и инвазионных болезней.
7. Способы и источники инвазирования.
8. Понятия: окончательный, промежуточный и резервуарный хозяин.
9. Патогенное действие простейших, паразитоносительство.
10. Систематика простейших.
11. Простейшие - возбудители заболеваний человека (дизентерийная амеба, лейшмании, трипаносомы, трихомонады, лямблии, малярийные плазмодии, токсоплазмы, балантидий). Их морфология, биология, локализация в организме человека, биология развития, размножение, раздражимость.
12. Заболевания, вызываемые простейшими. Их распространенность и профилактика.
13. Понятие антропоноза, зооантропоноза, природно-очагового заболевания, трансмиссивного заболевания.
14. Пути заражения человека паразитическими простейшими, био- и геопротисты.
15. Лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых паразитическими простейшими.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
1. Антропозоонозными заболеваниями являются: а)малярия, б)токсоплазмоз, в)амебиаз, г)лямблиоз, д)кожный лейшманиоз.
2. Антропонозными заболеваниями являются: а)малярия, б)токсоплазмоз, в)амебиаз, г)лямблиоз, д)балантидиаз.
3. Назовите внутриклеточных паразитов человека: а)трипаносома, б)малярийный плазмодий, в)лямблия, г)токсоплазма.
4. Диагностическими стадиями малярийного плазмодия являются: а)тканевой шизонт, б)стадии эндоэритроцитарной шизогонии, в)спорозоит, г) микро- и макрогаметы.
5. При каких заболеваниях основным способом диагностики является обнаружение цист в фекалиях?: а)амебиазе, б) токсоплазмозе, в)балантидиазе, г) висцеральном лейшманиозе, д)лямблиозе.
6. Установить соответствие: ПАРАЗИТ: 1)лямблия, 2)трихомонада. ИНВАЗИОННАЯ СТАДИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: а)ооциста, б)безжгутиковая форма, в)вегетативная стадия, г)циста.
7. Установить соответствие: ПАРАЗИТ: 1)токсоплазма, 2)лямблия кишечная. ЛОКАЛИЗАЦИЯ У ЧЕЛОВЕКА: а)тонкая кишка б)клетки внутренних органов, в)миочеполовые пути, г)клетки крови.
8. Установить соответствие: ПАРАЗИТ: 1)лейшмании, 2)балантидий. ПУТЬ ИНВАЗИИ: а)фекально-оральный, б)трансплацентарный, в)трансмиссивный путем инокуляции, г)контактный.