Структура государственного управления в Республике Беларусь

Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответству­ющей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономи­ческой и политической среде.

Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечи­вает направление и координацию государственной и час­той экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5).

В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Прави­тельство (Совет Министров) Республики Беларусь обес­печивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной полити­ки в области науки, культуры, образования, здравоохране­ния, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.

В состав Совета Министров Республики Беларусь вхо­дят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Пред­седатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, ми­нистры, председатели государственных комитетов, Пред­седатель Комитета государственной безопасности, Предсе­датель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Пред­седателя Правления Национального банка, министра эко­номики, министра финансов, министра иностранных дел.

Система государственного управления Республики Бе­ларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств, 7 государственных комитетов, 7 государственных органи­заций, подчиненных Правительству Республики Беларусь. Перечень государственных органов управления и иных го­сударственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, действующий в настоящее время утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 г. № 289.

Министерства и государственный комитеты являются республиканскими органами государственного управления (функциональным или отраслевым), проводящим госу­дарственную политику, осуществляющим регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующим деятельность в этой отрасли (сфере) дру­

гих республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

В центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются струк­турными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулиру­ющие и др.) функции в определенных сферах ведения, от­несенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответству­ющих министерств и экономические органы облисполко­мов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республи­канских органов управления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по на­логам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональ­ные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики, а также Госкомитет по имуществу Республики Беларусь.

Структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию на своей территории государственной политики в отде­льных отраслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполкомов, соответствующим республиканским органам государственного управления.

Необходимо отметить, что сложившаяся система госу­дарственного управления экономикой в Республике Бела­русь еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаи­модействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уров­нями управления.

Формирование в Республике Беларусь социально ори­ентированной рыночной экономики требует повышения.дефективности взаимодействия органов отраслевого и тер риториального управления при решении как общегосударс­твенных, так и региональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси

Прогнозы социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и крат­косрочную перспективы разрабатываются Министерством экономики совместно с заинтересованными министерства­ми, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правитель­ству, облисполкомами и Минским горисполкомом, бази­руются на информации, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими органами государственного управления, Национальным банком, облисполкомами и Минским го­рисполкомом, иными местными исполнительными и распо­рядительными органами, которые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную разработку и своевременность представления по сферам их ведения.

Государственное прогнозирование социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и на­учно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направ­лений социально-экономического развития.

Правовым актом, регламентирующим порядок и сроки разработки национальной стратегии устойчивого социаль­но-экономического развития и основных направлений со­циально-экономического развития является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Проект указан­ного постановления подготавливается Министерством эко­номики совместно с заинтересованными Министерствами и другими госорганами и вносится в Совет Министров в уста­новленном порядке за два с половиной года до начала про­гнозируемого периода по разработке национальной стра­тегии устойчивого социально-экономического развития и

за два года до начала прогнозируемого периода - по основ­ным направлениям социально-экономического развития.

Национальная стратегия устойчивого социально-эко­номического развития Республики Беларусь (ІІСУР) раз­рабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.

Основные направления социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на 10-летний период разраба­тываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода (с погодовой разбивкой первой половины периода).

Проект основных направлений социально-экономичес­кого развития Республики Беларусь представляется Ми­нистерством экономики в Совет Министров Республики Беларусь. После утверждения Правительством основные направления социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь подлежат опубликованию. В целях обеспече­ния преемственности социально-экономической политики государства положения основных направлений социаль­но-экономического развития используются при разработке программы социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на среднесрочную перспективу

Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.

Программа социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на среднесрочную перспективу разраба­тывается на пятилетний срок. Правовым актом, регламенти­рующим разработку программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспекти­ву, является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными министерствами и другими гос. органами вносится в Совет Министров Республики Беларусь в установленном порядке за год до начала прогнозируемого периода.

Правительство одобряет программу социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на среднесроч­ную перспективу и направляет ее Президенту Республики Беларусь для утверждения. После утверждения Президен том Республики Беларусь программа социально-экономи­ческого развития на среднесрочную перспективу использу­ется при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспек­тиву.

Прогноз социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабаты­вается ежегодно в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подготавливается Министерством экономи­ки совместно с заинтересованными и в установленном по­рядке вносится в Совет Министров Республики Беларусь ежегодно до 1 мая года, предшествующего прогнозируе­мому.

Важнейшие параметры годового прогноза социально-эко­номического развития Республики Беларусь утверждают­ся Президентом Республики Беларусь. Основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, утвержденные пос­тановлением Совета Министров Республики Беларусь, в двухнедельный срок доводятся Министерством экономики до заинтересованных. При необходимости Министерство экономики совместно с другими республиканскими орга­нами государственного управления подготавливает пред­ложения по изменению законодательства, необходимые для реализации задач социально-экономического развития Рес­публики Беларусь в прогнозируемом году.

Также система планирования и прогнозирования эконо­мики Республики Беларусь включает следующие комплек­сные документы:

> Государственную программу импортозамещения на 2006-2010 годы;

> Государственную комплексную программу развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007- 2010 годы;

> Программу подготовки временных (антикризисных) управляющих в отношении государственных организаций, организаций с долей государственной собственности в ус­тавном фонде, градообразующих и приравненных к ним ор­ганизаций;

> План реализации важнейших мероприятий, направ­ленных на развитие и повышение эффективности взаимо­действия государств - участников Содружества Независи­мых Государств в экономической сфере в 2003-2010 годах, утвержденный Решением Совета глав государств СНГ;

> Национальную программу международного техничес­кого сотрудничества на 2006-2010 годы;

> Комплексную программу развития сферы услуг в Рес­публике Беларусь на 2006-2010 годы;

> Государственную программу возрождения и развития села на 2005-2010 годы;

> Программу устойчивого развития лесного хозяйства на 2007-2011 годы;

> Государственную программу развития охотничьего хо­зяйства на 2006-2015 годы;

> Программу развития промышленного комплекса Рес­публики Беларусь на 1998-2015 годы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: