Интеграционные процессы в экономике стран СНГ

Одним из важных приоритетов внешней политики Бе­ларуси являются отношения с государствами - партнера­ми по Содружеству Независимых Государств и интегра­ционные процессы на пространстве этого Содружества. Помимо Российской Федерации, ключевыми экономи­ческими партнерами из числа государств СНГ для нашей страны являются Украина, Казахстан, Молдова, Азербайд­жан. Экономики бывших советских республик отличались пысокой степенью интегрированности даже в сравнении с европейским союзом. В 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало примерно 20 % ВВП, тогда как в странах КС - лишь 14 %. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей произведенной продукции. Промышленность республики (концентрирована на крупных предприятиях, производс- гпепные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в больших объемах, удовлетворяющих потреб­ности республик бывшего Советского союза. Это в даль нейшем и предопределило интеграционные направления развития Республики Беларусь.

В декабре 1991 г. руководители трех государств - Респуб­лики Беларусь, Российской Федерации, Украины - подпи­сали Соглашение о создании Содружества Независимых го­сударств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитичес­кой системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ ста­ли Беларусь, Казахстан, российская Федерация, Таджикис­тан, Туркменистан, Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан, Узбекистан, в 1993 г. - Азербайджан, Грузия.

На период с 1991 по 1994 гг. в странах СНГ преоблада­ли собственные национальные интересы, пришедшие к су­щественному ослаблению взаимных внешнеэкономических связей, их значительно переориентации на другие страны, что явилось одной из главных причин глубокого экономи­ческого кризиса на всем постсоветском пространстве. В ап­реле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободно торговли, в октябре 1994 г. - платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического сою­за. Объективными причинами образования СНГ являлись:

> страны, входящие в СНГ взаимосвязаны и взаимоза­висимы в силу того, что долгий период времени находились в одном государстве;

> страны СНГ совместно обладают большими природ­ными, человеческими и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество: на долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара; 10 % промыш­ленного производства; разведанные запасы нефти в России составляют 13 % мировых, в Азербайджане - более 10 %, в Казахстане и Туркменистане - около 10 %; в России сосре­доточено около 35 % мировых ресурсов природного газа,1 вместе в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбе­кистане - почти 20 % и т.д.;

> выгодное геополитическое положение: например, п территории СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию;

> относительно дешевая в мировых рамках рабочая сил и др.

Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: использование международного раз­деления труда; специализация и кооперирование произ­водства; повышение уровня и качества жизни населения стран, входящих в Союз. Первоначально основное внима­ние уделялось решению социальных проблем различного рода: безвизовый режим, учет трудового стажа, пенсии, со­циальные пособия, взаимное признание документов и т.д. Одновременно решались некоторые вопросы по таможен­ном оформлению и контролю, транзита природного газа, не­фти и нефтепродуктов, согласование тарифной политики в различных отраслях, разрешение хозяйственных споров на территории стран. Следует отметить, что темпы развития и экономическая интегрированность несколько уступают вы­шеизложенным процессам.

Во внешнеторговом обороте Беларуси доля стран СНГ уменьшилась с 62,4 % в 2002 г. до 56 % в 2008 г. и 55,2 % в 2009 г. Республика Беларусь имеет наиболее тесные интег­рационные связи, (в разрезе стран СНГ):

36) с Российской Федерацией, доля которой в экспорте РБ колеблется от 90,7 % в 2002 г. до 32,4 % в 2008 г. и 31,5 % іі 2009 г.; импорте 94 % (2002-2004 гг.) до до 59,7 % в 2008 г. н 58,5 % в 2009 г.;

37) с Украиной, доля которой в экспорте РБ колеблется от 6 % (в 2002-2003 гг.) до 8,5 % в 2008 г. и 7,9 % в 2009 г.; импорте от 4 % (2001-2004 гг.) до 5,4 % в 2008 г. и 4,6 % в V009 г.

Следует отметить, что основными причинами, сдержи­вающими интеграционные процессы внутри Содружества я вляются:

> различные модели социально-экономического разви­тия стран;

> разная степень рыночных преобразований;

> неконкурентоспособность ряда крупных предприятий и странах;

> несогласованность проводимой отдельными странами таможенной, налоговой политики и т.д.

Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с "реализацией субрегиональных образований и заключе­нием двусторонних соглашений. Республика Беларусь и

Российская Федерация подписали в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 г. - Договор об образовании Союза Беларуси и России ив декабре 1999 г. - Договор об образовании Союзного госу­дарства. В октябре 2000 г. был подписан Договор об учрежде­нии Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызс­тан, Российская Федерация, Таджикистан. Статус наблюда­теля предоставлен Армении, Молдове и Украине.

В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на террито­рии Беларуси, России, Казахстан, Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего меж­государственного объединения - Организации региональ­ной интеграции. В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92 % ВВП, 89 — товарооборота, 78 — на­селения и 93 % территории всех государств - участников СНГ. В рамках СНГ образованы и функционируют и другие субрегиональные объединения:

> Центральноазиатское экономическое сообщество, ко­торое сформировано на основе Договора от 30 апреля 1994 г. между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном (в марте вступил Таджикистан);

> ГУУАМ - неформальное объединение Грузии, Укра­ины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы на основе Де­кларации, подписанной президентами этих стран 24 апреля 1999 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: