Торгового обслуживания

Формы торгового обслуживания Операции процесса продажи
Ознакомление покупателей с товарами Расчет за покупку, ее комплектность, оформление и отпуск покупателям
Самообслуживание Самостоятельный осмотр товаров покупателями Самостоятельный отбор товаров; доставка товаров покупателями в узел расчета; расчет за покупку
Продажа товаров по образцам Самостоятельный осмотр товаров покупателями; демонстрация товаров в действии торговым персоналом Расчет за покупку, оформление доставки купленных товаров, доставка купленных товаров по указанному покупателями адресу
Продажа товаров по каталогам Ознакомление с ассортиментом реализуемых по каталогам товаров на почте, оптовом или производственном предприятии Оформление заказа на выбранные товары, расчет за покупку; доставка заказанных товаров в почтовые отделения или на дом покупателю
Индивидуальное обслуживание через прилавок Показ товаров торговым персоналом Расчет за покупку, отпуск товаров покупателям торговым персоналом

Самообслуживание — это форма торгового обслуживания, при ко­торой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.

Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания, продавцами при условии, что прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускают без предварительной оплаты их стоимости в кассе.

Социальный и экономический эффект самообслуживания заклю­чается в том, что эта форма дает возможное 11. существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.

Самообслуживание не только отвечает интересам покупателей, по и позволяет предприятию получить большую экономическую выгоду, поскольку в магазинах самообслуживания повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров.

Широкое развитие самообслуживания способствует относительно­му сокращению потребности в торговой площади, более рационально-


74___________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения

му использованию трудовых ресурсов. Отечественная и зарубежная практика торговли показывает, что по этой форме можно продавать практически все продовольственные товары и большинство непродо­вольственных.

Основными операциями процесса продажи товаров при самообслужи­вании являются: самостоятельный осмотр и отбор товаров покупателя­ми, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку.

Торговому и технологическому процессам соответствуют опреде­ленные методы их организации (табл. 4.2).

Для магазинов самообслуживания характерен определенный уро­вень потерь товаров, связанный с «забывчивостью» покупателей и мел­кими хищениями товаров. В крупных магазинах самообслуживания такие потери составляют до 1-2% товарооборота.

Практика самообслуживания в нашей стране и за рубежом позво­лила выработать следующие рекомендации по сокращению потерь в магазинах, применяющих эту форму торгового обслуживания:

• размещать запасы товаров на одном уровне с торговым залом;

• изолировать помещение приемочной от кладовых;

• не провозить запасы товаров через служебный вход;

• иметь планировку торгового зала в форме прямоугольника;

• размещать оборудование для выкладки товаров на одной оси с кассами;

• размещать наиболее удобные для хищения товары в зоне эффек­тивного наблюдения;

• располагать рядом с входом-выходом застекленную кабину ад­министратора, причем она должна быть на несколько ступенек выше уровня пола;

• применять прозрачную упаковку товаров и достаточно жесткие этикетки, которые не отклеиваются;

• перекрывать перегородки и стойки оборудования зеркалами, особенно выпуклыми;

• использовать настенные зеркала специального назначения, кото­рые в торговом зале представляют собой обычное зеркало, а со стороны подсобного помещения являются прозрачным стеклом, через которое хорошо просматривается торговый зал;

• устанавливать при входе в магазин турникет, действующий толь­ко в одном направлении;


4tt. Формы торгового обслуживания покупателей и методы продажи товаров 75

Таблица 4.2 Операции процесса продажи и методы их выполнения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: