Формы торгового обслуживания | Операции процесса продажи | |
Ознакомление покупателей с товарами | Расчет за покупку, ее комплектность, оформление и отпуск покупателям | |
Самообслуживание | Самостоятельный осмотр товаров покупателями | Самостоятельный отбор товаров; доставка товаров покупателями в узел расчета; расчет за покупку |
Продажа товаров по образцам | Самостоятельный осмотр товаров покупателями; демонстрация товаров в действии торговым персоналом | Расчет за покупку, оформление доставки купленных товаров, доставка купленных товаров по указанному покупателями адресу |
Продажа товаров по каталогам | Ознакомление с ассортиментом реализуемых по каталогам товаров на почте, оптовом или производственном предприятии | Оформление заказа на выбранные товары, расчет за покупку; доставка заказанных товаров в почтовые отделения или на дом покупателю |
Индивидуальное обслуживание через прилавок | Показ товаров торговым персоналом | Расчет за покупку, отпуск товаров покупателям торговым персоналом |
Самообслуживание — это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.
|
|
Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания, продавцами при условии, что прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускают без предварительной оплаты их стоимости в кассе.
Социальный и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта форма дает возможное 11. существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.
Самообслуживание не только отвечает интересам покупателей, по и позволяет предприятию получить большую экономическую выгоду, поскольку в магазинах самообслуживания повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров.
Широкое развитие самообслуживания способствует относительному сокращению потребности в торговой площади, более рационально-
74___________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения
му использованию трудовых ресурсов. Отечественная и зарубежная практика торговли показывает, что по этой форме можно продавать практически все продовольственные товары и большинство непродовольственных.
Основными операциями процесса продажи товаров при самообслуживании являются: самостоятельный осмотр и отбор товаров покупателями, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку.
|
|
Торговому и технологическому процессам соответствуют определенные методы их организации (табл. 4.2).
Для магазинов самообслуживания характерен определенный уровень потерь товаров, связанный с «забывчивостью» покупателей и мелкими хищениями товаров. В крупных магазинах самообслуживания такие потери составляют до 1-2% товарооборота.
Практика самообслуживания в нашей стране и за рубежом позволила выработать следующие рекомендации по сокращению потерь в магазинах, применяющих эту форму торгового обслуживания:
• размещать запасы товаров на одном уровне с торговым залом;
• изолировать помещение приемочной от кладовых;
• не провозить запасы товаров через служебный вход;
• иметь планировку торгового зала в форме прямоугольника;
• размещать оборудование для выкладки товаров на одной оси с кассами;
• размещать наиболее удобные для хищения товары в зоне эффективного наблюдения;
• располагать рядом с входом-выходом застекленную кабину администратора, причем она должна быть на несколько ступенек выше уровня пола;
• применять прозрачную упаковку товаров и достаточно жесткие этикетки, которые не отклеиваются;
• перекрывать перегородки и стойки оборудования зеркалами, особенно выпуклыми;
• использовать настенные зеркала специального назначения, которые в торговом зале представляют собой обычное зеркало, а со стороны подсобного помещения являются прозрачным стеклом, через которое хорошо просматривается торговый зал;
• устанавливать при входе в магазин турникет, действующий только в одном направлении;
4tt. Формы торгового обслуживания покупателей и методы продажи товаров 75
Таблица 4.2 Операции процесса продажи и методы их выполнения