Отраслевые ярмарки — явление не новое. Всемирно известный ныне автомобильный салон в Женеве, представляющий типичную отраслевую ярмарку, существует с 1904 г. Это уже более специализированные мероприятия, имеющие безупречную международную репутацию. Достаточно вспомнить выставки типа ЭКСПО, проводимые в различных странах по автомобилестроению, электронике и другим отраслям техники. Новой является идея децентрализации отраслевых ярмарок. Такие крупные отраслевые ярмарки, как ДРУПА или ИН-ТЕРПАК, не станут от этого лишними, однако наряду с ними будут проводиться и так называемые функциональные ярмарки.
Функциональные ярмарки в обозримом будущем выступят в роли перемещающегося форума, ориентированного на предоставление услуг посетителям и клиентам. Функциональные ярмарки складываются как передвижные, не зависящие от специально оборудованных залов. Величина стендов составляет в среднем примерно 32 м2, продолжительность работы ярмарки — 2-3 дня, число посетителей — примерно 35 тыс.
В основных торговых ярмарках, где объем реализации продукции, может быть, и не так велик, принимают участие многие сотни фирм и компаний. Подобные мероприятия привлекают главным образом представителей розничной торговли, хотя оптовики тоже выставляют свои изделия, что не мешает им одновременно участвовать в ярмарке и в качестве посетителей.
Число более мелких промышленных и торговых выставок и ярмарок за последние годы резко возросло. Они собирают иод своей эгидой представителей самых разнообразных отраслей, давая всему мероприятию общее тематическое направление, например «Технология».
Организаторы сольных, или тематических, выставок берут одну тему и разворачивают всю экспозицию вокруг псе. Местом их проведения могут быть и относительно небольшие помещения, и огромные выставочные залы. На таких выставках особенно важно привлечь посетителя к своей экспозиции.
Иногда компании выгоднее и удобнее организовать собственную выставку. Снимается одно или несколько помещении и приглашаются местные официальные лица, дистрибьюторы, заказчики и пр. При правильной организации такие выставки могут оказаться делом весьма прибыльным, особенно если демонстрировать па них какую-нибудь новинку.
По тематике выставки бывают узкоспециализированными, широко специализированными и универсальными — для широкого круга посетителей.
1PJ_______________________ Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли
К узкоспециализированным относятся отраслевые выставки. Количество посетителей на таких выставках небольшое, от 500 до 1000 человек в день, потому что здесь собирается узкий круг специалистов.
Широко специализированные выставки, как правило, проводятся на уровне региона. Количество посетителей колеблется от 1000 до 3000 в день. Как правило, это представители различных отраслей. Временной эффект таких выставок неббльшой - 3-5 месяцев. Главная особенность, в отличие от узкоспециализированных, заключается в том, что на них собирается большое число конкурентов.
Универсальные выставки отличаются значительной посещаемостью — 5-10 тыс. человек в день, высоким уровнем розничных продаж (средняя торговая фирма за 6 дней работы ярмарки реализует месячную партию товара).
В последнее десятилетие торгово-промышленные ярмарки и выставки в России переживают поистине революционный бум. Перестройка экономики, переход на рыночные отношения, отказ от монополии на выставочную деятельность и внешнюю торговлю, самостоятельность регионов России - все это в корне изменило цель выставок, их назначение, а также взаимоотношения экспонента, участвующего в выставке, и специалиста, посещающего ее. Интересы участников выставок-ярмарок разные, но большая часть из них стремится повысить результативность своего производства.
Организация ярмарок и выставок осуществляется на основе решения их учредителей. В качестве последних могут выступать юридические лица, имеющие уставную правоспособность. Как правило, каждая оптовая ярмарка имеет несколько учредителей. Схема взаимодействия участников и организаторов выставки по ее подготовке и проведению представлена па рис. 7.2.
Организаторы выставок и ярмарок, учитывая в первую очередь интересы и взаимопонимание главных действующих лиц «участник-посетитель», должны четко представлять, что:
• выставка -- это рынок в концентрированном виде, «зеркало» всех рынков данного направления;
• выставки носят эмоциональный характер п используют чисто человеческие чувства;
• выставка и ярмарка обеспечивают и увеличивают обозримость рынка товаров;
• выставка дает доступ па новые рынки;
• выставка и ярмарка позволяют составить цену товара и определить, что будет достигнуто в результате;
п_________________ш ^^^t^SSS^^^^Ss
______________ ■яттщшшш
Ll I
7.5. Оптовые ярмарки и выставки
выставки и ярмарки способствуют интенсивному обмену информацией во всех областях деятельности — экономической, технической, эстетической и политической.
Учредители
Организаторы
Председатель
Оргкомитет
Директор выставки
Рабочая группа
(исполнительный орган
комитета)
Службы |
Конкурсные комиссии
Техническая |
Транспортная
Юридическая |
Безопасности
Медицинская |
Финансовая
Рекламно-информационная |
Гостиничного и ресторанного хозяйства
УЧАСТНИКИ | ||||
" | " | |||
Склады временного хранения экспозиционной продукции (таможенные) | Склады ответственного хранения экспонатов и другого оборудования при выставочных комплексах | |||
Рис. 7.2. Схема организации подготовки и проведения выставки-продажи
Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли
7.6. Аукционы
Выставки и торговые ярмарки — это важные мероприятия по распространению продукции и расширению сфер ее сбыта. При хорошей организации они позволяют фирме вступить в контакт с множеством новых клиентов и дистрибьюторов, дают дополнительную возможность реализации изделий и способствуют более быстрому их продвижению к потребителям.