Становление материализма и идеализма в древнегреческой философии

Принятие в качестве первоначала мира материально-вещественного первоначала дает основания считать греческую натурфилософию исторически первой формой европейского материализма.

Намечает тенденцию философского идеализма пифагореизм.

Пифагор (580-500 гг. до н.э.) продолжает линию натурфилософии, ибо также занимается поиском первоначала мира. Согласно Пифагору, определяющей характеристикой субстанции является не качественная определенность, а гармоничность и совершенство. По его мнению, только за пределами мира материальности можно найти истинное постоянство, совершенство, самотождественность. Субстанция выражается не через качественные, а исключительно через количественные параметры бытия. Субстанция мира есть число – таков итог размышлений Пифагора.

Развивая идею о самостоятельном и приоритетном существовании нематериального, т.е. идеального, Пифагор наделяет этот мир характеристиками совершенства, которое осмысливает как вечность, неизменность, самотождественность, способность находиться во всем и все порождать. И единственная сущность, соединяющая в себе идеальность и выше перечисленные достоинства, это – число. Пифагорейцы полагали, что абсолютно все в мире состоит из чисел, представляющих собой «мельчайшие частицы бытия», которые в своих различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим фигурам. Число становится символом, образом природных и человеческих отношений, идеальной сущностью, уподобленной богу.

Платон разрабатывает глобальную философскую картину мира. Ее основа – платоновское учение об идеях. Центральной проблемой для Платона является проблема способа существования идеального.Платон говорит о независимости существования понятия (идеального) не только от конкретных форм его

проявления, но и от человеческого сознания в целом. Понятия (идеи, в терминологии Платона) становятся онтологически первичными по отношению к чувственно воспринимаемому многообразию мира. Данное утверждение дает основания рассматривать Платона как основателя объективного идеализма.

Что же Платон понимает под «идеей»? Термин «идея» («эйдос») в переводе с греческого означает «вид», «образ». Наиболее полная характеристика мира идей дана Платоном при исследовании сущности прекрасного в диалогах «Федон», «Пир», «Филеб».

В качестве определяющих характеристик идеи можно выделить:

· идея есть смысл вещи,

· идея есть закон возникновения вещи,

· идея невещественна,

· идея вечна,

· идея неизменна,

· идея существует вне времени и пространства,

· идея самодостаточна.

Таким образом, идея – это сверхчувственная причина и образец всех вещей, постигаемая одним только разумом. Данныехарактеристики есть, по сути, характеристики Абсолюта. Это позволяет рассматривать мир идей как платоновскую интерпретациюбога (Космоса), лишенную наивной антропоморфности классической античной мифологии и переведенную на язык абстрактно-логических сущностей..

Материализм — научное философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопроса философии. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма.

Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая таким образом познаваемость природы.

В истории философии материализм, как правило, было мировоззрением передовых классов и слоёв общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что, в свою очередь, оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил.

В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древних Индии, Китая и Греции — за несколько веков до нашей эры — в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древнего, во многом ещё наивного, материализма (Лао Цзы, Ян Чжу, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Многие древние материалисты были стихийными диалектиками. Однако большинство из них ещё не проводили чёткого различия между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу (гилозоизм). Развитие материалистических и диалектических положений ещё сочеталось в древнем материализме с влиянием мифологической идеологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: