Маркетинговая служба предприятия представляет собой подразделение, действующее на основе принципов и методов маркетинга.
Служба маркетинга создана с целью:
- максимальной адаптации производства к требованиям рынка;
- повышения эффективности функционирования предприятия;
- воздействия на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях формирования его в необходимых для ООО «Старбакс» направлениях;
- обеспечение целевого управления процессом производства;
- разработка;
- производство;
- реализация;
- сервис;
Поставленные перед службой цели достигаются решением следующих задач:
- комплексного изучения рынка;
- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей рынка;
- планирование товарного ассортимента и цен;
- разработки мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
- разработки мер по совершенствованию управления и производства.
- разработка маркетинговых программ и обеспечение их выполнения;
Функции службы маркетинга:
- исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, предлагаемую к производству;
- ориентация разработчиков новой продукции на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;
- анализ конкурентоспособности продукции предприятия и изделий, предлагаемых к производству, сопоставление ее потребительских, цены с аналогичными показателями конкурирующей продукции;
- выполнение расчетов и подготовка исходных данных для составления расчетной калькуляции изделий в стадии маркетинговых исследований;
- участие в технико-экономическом обосновании освоения новых видов продукции, новой техники, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;
- участие в разработке мероприятий по снижению себестоимости изделий, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов;
- выдача предложений по улучшению качественных характеристик продукции и технологии производства выпускаемой и новой продукции;
- организация работ по анализу ценовой политики со сторонними организациями и фирмами, являющимися поставщиками покупных полуфабрикатов;
- разработка стратегии маркетинга с учетом потребностей в данной продукции, емкости рынка, меняющегося платежеспособного спроса, конкуренции;
- разработка стратегии рекламы товара;
- изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования сбыта;
- анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта, определение причин этого;
- подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов маркетинговых исследований;
Служба маркетинга ООО «Старбакс» будет построена по продуктово-рыночному принципу.
Предполагается наличие как управляющего отдельными продуктами, так и управляющего рынками либо это будет один маркетолог, совмещающий в себе эти функции.
Управляющий отдельными продуктами планирует объемы продаж и прибыль по продуктам, получает от управляющего рынками сведения об объемах продаж. За разработку, выпуск и сбыт определенных продуктов или групп продуктов отвечает управляющий продуктом. Управляющий отдельными рынками в свою очередь отвечает за развитие прибыльных рынков для существующих и потенциальных продуктов организации. В то же время он отвечает за разработку и реализацию стратегии и планов маркетинга для определенных рынков. Прежде чем принять решение по разработке и выпуску продуктов управляющий продуктом выясняет у управляющего отдельными рынками возможности сбыта этих продуктов на конкретных рынках. Достоинством данной организации маркетинга является то, что уделяется управленческое внимание каждому продукту и каждому рынку. Однако данная организация управления маркетингом увеличивает управленческие затраты, не обладает достаточной организационной гибкостью и порождает конфликты.
Служба маркетинга занимаются маркетинговой проработкой осваиваемых и предлагаемых к освоению перспективных видов продукции. Она работает как с упором на внутренний рынок в основном с целью расширения продаж, так и занимается поиском контактов на внешнем рынке.
Конечным результатом работы служб маркетинга является разработка конкретных финансовых, производственных и сбытовых планов.
Служба маркетинга предприятия, при взаимодействии с подразделениями предприятия является одним из основных инициаторов, координаторов и несет полную ответственность за предложение и обоснование коммерческой целесообразности разработки и производства нового продукта, а также коммерческую реализацию нового изделия. Служба маркетинга согласует технические мероприятия по улучшению качества продукции и процессов производства.
Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого, определять направление совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнении планов и программ маркетинговой деятельности. Доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия. Таким образом, разработчики получают от маркетинговых служб информации о развитии продукта, о том, в каком направлении нужно совершенствовать выпускаемую продукцию. Производственники узнают, какой должен быть ассортимент выпускаемой продукции, каковы сроки обновления продукции. Подразделения, связанные с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цены. Кадры соответственно решают вопросы увольнения и найма, повышения квалификации и др. В то же время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия.
Специалисты по маркетингу должны довести до каждого инженера, кондитера и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт.
Маркетинговые службы оказывают влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия.
Так, в области определения целей и задач деятельности предприятия акцент делается на рыночные, а не на производственные его возможности, общие ресурсы предприятия увязываются с требованиями рынка. Предприятие производит изделия, которые может продать с прибылью, а не те которые ему легче изготовить.
При определении цены на продукт решающей является не себестоимость, а прежде всего цена, которую готов платить потребитель. Взаимодействие отдела маркетинга с коммерческим отделом необходимо во избежание ситуации, при которой заказы не могут быть выполнены из-за неожиданной или непредвиденной нехватки важных сырьевых материалов и компонентов. Такое положение может создаться в том случае, если отдел маркетинга своевременно не проинформирует специалистов коммерческого отдела о перспективных планах и заключенных договорах. И наоборот, образование чрезмерных запасов материалов из-за ошибочности прогнозов или из-за того, что отдел маркетинга не сообщил коммерческому отделу об уменьшении потребностей, приводит к замораживанию средств, которые могли бы успешно использоваться по другому назначению.
Таким образом, маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью.