Технологии и методы лоббистской деятельности

Лоббирование – процесс достаточно сложный и трудоемкий. Он требует денег, времени и тщательной подготовки. Нельзя упускать из виду ни малейшей детали, иначе можно не достичь желаемого результата.

Процесс лоббирования включает в себя:

1. Подготовку общей документации и заявлений по каждому интересующему вопросу;

2. Выбор надежных и грамотных докладчиков, которые будут излагать проблему;

3. Встречу и диалог с представителями органов власти;

4. Предоставление государственным чиновникам проекта ключевых пунктов по каждому вопросу;

5. Предъявление убедительных контр-аргументов любым оппонентам.

“В основе успешного лоббирования лежит формирование доверительных партнерских отношений и эффективной коммуникации” [10, с. 109]. Это значит, что очень важно не только найти нужных людей, но и наладить контакт с ними.

Существуют различные технологии лоббирования и их сочетания, начиная от написания писем требуемому человеку (или группе лиц) и заканчивая масштабными акциями с участием одной или нескольких групп влияния, которые имеют в своем арсенале СМИ, митинги и прочие средства воздействия [10, с. 110]. Среди них могут быть:

1. Письма, пресс-релизы, пресс-конференции;

2. Бюллетени, брифинг-пакеты, постеры, флаеры;

3. Социальная реклама;

4. Публичные форумы и дебаты;

5. Петиции;

6. Митинги;

7. Встречи тет-а-тет.

Одним из способов лоббирования являются телефонные звонки. Лоббисты привлекают максимально возможное число людей, которые звонят по телефону нужному чиновнику или в нужную государственную структуру. Хорошим средством также является привлечение к телефонным звонкам (и не только к ним) знаменитостей и известных общественных деятелей. Главное правило: чем больше людей участвуют в процессе, тем лучше. Могут также использоваться факсы и электронные письма.

Существуют так называемые классические технологии лоббизма:

1. Внедрение агентов влияния в структуры компаний-конкурентов и аппарат профильных ведомств. Агенты влияния могут быть полезны и для навязывания повестки и регламента рассмотрения лоббируемых вопросов. Добиться этого можно вхождением в наблюдательные общественные органы при власти, либо имея в соответствующих органах своих представителей.

2. Навязывание конкурентам заведомо неэффективных (но внешне перспективных) объектов лоббистского воздействия. Тем самым они вынуждены тратить свои ресурсы и приобретать имидж неэффективных лоббистов.

3. Перетягивание субъектов политического процесса на свою сторону не только переговорами, но и силой событий. Соответственно, можно искусственно создавать такие события, к примеру, локальные кризисы, которые подтолкнут чиновника выбрать именно Ваш вариант решения проблемы.

4. Кризисные тенденции в отрасли необходимо канализировать на своих конкурентов. К примеру, если поступает информация, что правительство вынуждено увеличить налоговое бремя на часть (не важно вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов.

5. Необходимо активно сотрудничать с ассоциациями, специализирующимися на защите различных интересов в органах государственной власти. В деле приобретения союзников необходимо продвигать принцип пирамиды: чем шире основание, тем выше верхушка.

6. Необходимо как минимум знать политических противников тех чиновников, которые работают на ваших конкурентов. Вопрос активной работы с такими контрагентами решается в зависимости от конкретной оперативной потребности. Однако соответствующая база данных должна всегда иметься в портфеле лоббиста.

7. Также в портфель лоббиста должен входить известный объём информации о личных “слабостях” конкурентов и контрагентов. В единичных ситуациях подобные знания можно употребить весьма эффективно. Ко всему прочему, информированность позволит экономить ресурсы лоббиста, который, подбирая подход к той или иной фигуре, вынужден нести известные материальные и временные затраты.

8. “Играй против игрока, а не только против расклада”. Составление картотеки контактов всех известных лоббисту контрагентов, а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены и все “грязные дела” конкурентов будут предъявлены тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить лоббистскую деятельность. Таким образом, поле для манёвра лоббистов-конкурентов значительно сужается.

9. Участие в исках и судебных тяжбах. Апеллирование лоббиста в арбитражном суде является скорее весьма эффективным способом торможения процесса принятия какого-либо решения, переговоров, либо реализации неугодного проекта.

10. Игра на противостоянии депутатов и внепарламентских активистов их партии. Активисты часто завидуют депутатам. Депутаты видят в активистах конкурентов. Лоббист должен поддерживать эти страхи и сотрудничать с обеими сторонами. Протестные кампании (митинг, забастовки и т.п.) уместно устраивать в тех случаях, когда достоверно известно, что чиновник или его начальство не смогут не учесть данный фактор. Весьма важно работать с командой лоббистов конкурента.

11. Ещё один важный аспект технологического мастерства лоббиста - умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не имеют отношения к лоббируемой им сфере.

12. Необходимо создавать и усиливать противников компании-конкурента в стане чиновников “нейтральной” стороны. Необходимо создать непреодолимые противоречия между конкурентом и “нейтральными” чиновниками. Это предупредит союз компании-конкурента с нейтральной (но политически лояльной руководству) частью бюрократии, изолирует его, вынудит распылить линию лоббистской обороны, тратить больше сил и средств. При необходимости, одновременно можно работать с той частью кадров в лагере компании-конкурента, которая стремится сохранить союз с “нейтральными” чиновниками. Важно, чтобы эти кадры пользовались широкой поддержкой у себя в лагере.

Здесь перечислены далеко не все технологии воздействия. Их арсенал достаточно обширен. Часто используются различные комбинации. Например, при продвижении кандидата в депутаты используются и публичные дебаты, и митинги, личные встречи, пресс-конференции и т. д.

В США, в сравнении с Россией и странами СНГ, техника лоббирования доведена до совершенства. Заинтересованные лица и группы стараются использовать малейшую представившуюся возможность для воздействия на нужных людей. Особенно здесь популярны публичные выступления, выступления в документальных телепередачах и в радиоэфире, телемосты с известными политиками. Отечественная же практика лоббирования опирается больше на финансовую составляющую. Причем зачастую используют подкуп и теневые махинации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: