В условиях рынка «покупателя» показатель предпочтительности товара, построенный из эндогенных факторов, не достаточно полно отражает реальную вероятность товара быть купленным или проданным, т.е. недостаточно полно показывает конкурентоспособность товара.
Продвижению товара к потребителю может способствовать различные протекционистские меры:
· Оффшорные зоны
· Режим наибольшего благоприятствования
· Лицензия на беспошлинную торговлю
· Наличие или отсутствие (узнаваемость) товарного знака, торговой марки, бренд могут значительно повлиять на выбор потребителя именно этого потребителем одного товара из конкурентов
Выше названные факторы привнесены извне, из рыночной среды, и могут называться экзогенными.
1. Наличие барьера в продвижении товара к потребителю
2. Наличие протекционистских мер
3. Торговая марка, товарный знак, логотип и т.д.
В условиях конкурентного рынка покупателя товары-аналоги сражаются за право быть приобретенными, не только с помощью эндогенных факторов, но и с помощью экзогенных факторов, выступающих на первом месте: имидж товара, протекционистские меры (для своего товара) и дискриминационные меры для товаров-конкурентов. В конечном счете, конкурентоспособность товара имеет объективно-субъективный характер, а демонстрация покупателю высокого уровня этой конкурентоспособности едва не единственный легитимный способ добиться от покупателя желаемого результата.