Особая заслуга в создании данной школы принадлежит психологу
Элтону Мейо (1880—1949). Мейо провел ряд испытаний, получивших
Название «хоторнских экспериментов». Опыты проводились в амери-
Канской компании «Western Electric». Хоторнские эксперименты по-
Казали, что социальные и психологические факторы оказывают на рост
Производительности труда значительно большее влияние, чем физиче-
Ские условия труда (однако в том случае, если сама его организация уже
В достаточной степени рациональна и эффективна). Мейо обнаружил,
Что четко разработанные рабочие операции и достаточно высокая за-
Работная плата не всегда вели к повышению производительности труда,
Как считали представители школы научного управления.
Американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970) и другие
Психологи по-своему попытались понять причины этого явления. Со-
Гласно учению А. Маслоу, человек имеет множество различных потреб-
Ностей, которые можно расположить в виде строгой иерархической
Структуры (в этом, собственно, и заключается достоинство рассматрива-
|
|
Емой концепции — в ее «двигательной пружине», т.е. принципе иерар-
Хии). Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что застав-
Ляет работников трудиться более эффективно.
Представители школы человеческих отношений утверждали, что
Эффективным управление может быть только в том случае, если руко-
Водители в достаточной степени знают личностные особенности своих
Подчиненных, их сильные и слабые места. Лишь в этом случае руководи-
Тель может полно и продуктивно использовать их возможности.
Поведенческая школа. Традиции школы человеческих отношений
были продолжены в рамках школы поведенческ их наук (Р. Лайкерт, Д. Мак-
Грегор, К. Арджирис, Ф. Герцберг), идеи которой впоследствии легли
В основу такого раздела менеджмента, как управление персоналом.
В основе этой концепции лежали представления бихевиоризма (от англ.
Bihevior — поведение) — психологического направления, рассматривав-
Шего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира. Сторон-
Ники этого подхода полагали, что эффективности производства можно
Достигнуть, только воздействуя на каждого конкретного человека при
Помощи различных стимулов. Этот метод ставил во главу угла раскры-
Тие и развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого
Работника в отдельности, направляя их на службу интересов организа-
Ции в целом. Представители этой школы исследовали аспекты социаль-
Ного взаимодействия работников и руководителя, мотивации, власти,