Видный представитель школы поведенческих наук Дуглас Макгре-
гор (1906—1964) предложил два взгляда на человеческую природу, усло-
Вно обозначенные им символами «X» и «У».
Положения теории «X» представляют работников по природе лени-
Выми, безответственными, требующими непосредственного контроля и не
Способными трудиться без принуждения. Положения теории «У», на-
Против, представляют работников трудолюбивыми, ответственными,
Жаждущими одобрения и поддержки.
Школы человеческих отношений и поведенческих наук, рассматри-
Ваемые зачастую как единая школа, внесли свой вклад в современный
менеджмент. Вот основные идеи, применяемые в настоящее время:
— отношение к работникам организации как к активным человече-
ским ресурсам;
— использование факторов коммуникации, групповой динамики,
мотивации и лидерства;
— учет роли социальных, возрастных, половых, этнических и других
Факторов, влияющих на эффективность труда.
Количественная школа управления. Становление этой школы явля-
|
|
Ется следствием применения ЭВМ и математических методов в управле-
Нии. Ее концепция опирается на экономико-математический аппарат,
Теорию систем, достижения кибернетики и вычислительной техники,
С помощью которых осуществляется интеграция математического анали-
За и субъективных решений менеджера. Характерной особенностью коли-
Чественной школы управления является замена словесных рассуждений
Моделями, символами и количественными значениями.
Усилия исследователей при этом были направлены на решение
следующих проблем:
— управление и оптимизацию запасов ресурсов организации и их
распределение;
— использование теории игр при принятии решений;
— системный анализ целей организации;
— выбор стратегии поведения в условиях неопределенности;
— статистические методы анализа и оценки различных ситуаций;
— сетевое планирование;
— прогнозирование и др.
Существенную роль в применении количественных методов в управ-
Лении сыграло развитие компьютеров, которые позволили конструиро-
Вать математические модели возрастающей сложности, в большей степени
Приближающие к реальности и более точно отражающие происходящие
Процессы.
Вклад количественной школы управления в становление современ-
Ного менеджмента заключается в развитии и использовании современ-
Ных количественных методов обоснования решений путем внедрения
В науку управления аппарата точных наук и компьютеров. На базе количе-
Ственной школы сложилась такая научная дисциплина, как теория управ-