Кретного решения данной проблемы. К разработке предложенных вари-
антов привлекают специалистов. Необходимо, чтобы варианты содер-
Жали разные подходы к решению проблемы и приближались к оптималь-
Ному.
Оптимальный вариант решения предполагает такое сочетание его
Качественных и количественных переменных, которое в наибольшей
Степени будет отвечать стоящей задаче. Однако на практике менеджер не
Располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и време-
ни, чтобы сформулировать и оценить каждый возможный вариант. Мене-
Джеры хорошо понимают, что поиск оптимального решения очень труден,
Занимает много времени и дорого стоит, поэтому они ищут не оптималь-
ный, а достаточно хороший, приемлемый вариант, позволяющий снять
проблему. Помогают отсечь заранее непригодные варианты решений кри-
Терии выбора, определенные на предыдущем этапе.
Выбор наилучшего варианта решения, который будет реализован
на практике, происходит путем сопоставления вариантов и оценки их
|
|
Достоинств и недостатков. Очень важно при этом объективно проанализи-
ровать вероятные результаты реализации разработанных, вариантов.
Оценка вариантов производится с помощью разработанных на этапе трех
критериев (см. рис. 5.1)
Необходимо отметить, что, поскольку выбор осуществляется, как
Правило, на основе нескольких, а не одного критерия, он всегда носит
Характер компромисса.
Обязательным условием выбора варианта решения является комп-
Лексный учет его возможных положительных и отрицательных послед-
Ствий. Здесь необходимо применить системный анализ, т.е. оценить влия-
Ние принимаемого решения на ключевые показатели функционирования
Организации (например, прибыль, рентабельность, конкурентоспособ-
Ность продукции и др.), а также учесть возможное его влияние на все
Остальные взаимосвязанные элементы организации. Кроме того, при оцен-
ке вариантов решения необходимого учитывать фактор риска.
Согласование и принятие решения. В современных системах управ-
Ления в результате разделения труда сложилось положение, при кото-
Ром подготавливают, разрабатывают решение одни работники организа-
Ции, принимают или утверждают — другие, а выполняют — третьи. Иначе
Говоря, руководитель часто утверждает и несет ответственность за реше-
Ние, которого не разрабатывал; специалисты, готовившие и анализиро-
Вавшие решение, не участвуют в его реализации, а исполнители не при-
Нимают участия в подготовке и обсуждении готовящихся решений.