Ра в конечном счете сводится к одному: приведет ли выбранная страте-
Гия к достижению поставленных целей. Затем проводится оценка страте-
гии по следующим направлениям:
— соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям
Окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требования-
Ми со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены
Факторы динамики рынка и жизненного цикла продукта, приведет ли
реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.д.;
— соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможно-
Стям фирмы. В этом случае оценивается то, насколько выбранная страте-
Гия соответствует возможностям персонала, финансовым ресурсам фирмы,
Позволяет ли существующая структура фирмы успешно реализовать дан-
ную стратегию, выверена ли программа реализации во времени и т.п.;
— приемлемость риска, заложенная в стратегии. Оценка оправдан-
Ности риска проверяется по трем направлениям: реалистичность предпо-
|
|
Сылок, заложенных в основу выбора стратегии; негативные последствия
Для фирмы, к которым может привести провал стратегии; оправданность
При возможном положительном результате риска потерь от провала в ре-
Ализации стратегии.
Эффективность стратегии оценивается по следующим показа-
телям:
А) экономический эффект — воздействие стратегии на массу и норму
Прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем про-
даж на внутреннем и внешнем рынке;
Б) социальный эффект — влияние на условия и привлекательность
труда, развитие культуры и образования, качество жизни;
В)экологический эффект — воздействие на степень загрязнения
окружающей среды, комплексность использования природных ресурсов;
Г) технический (качественный) эффект — изменение уровня нови-
зны, качества, конкурентоспособности продукции;
От продажи и эксплуатации взаимодополняющих и сопряженных из-
Делий, систем, машин и т.п.
На основе проведенного анализа и оценки возможных вариантов
Принимается окончательное решение о выборе наиболее целесообразной
Стратегии деятельности предприятия.
7.4. Стратегическое планирование
Стратегическое планирование включает разработку и реализацию
Системы мер по осуществлению выбранных стратегий и достижению
Поставленных целей. Оно базируется на анализе исходных позиций и про-
Гнозах изменений важнейших параметров бизнеса. Стратегическое
планирование позволяет фирме придерживаться выбранного курса и так-