Меняется принцип территориальности: большая часть людей более спо-
Койно чувствует себя в своем отделе, нежели в кабинете своего началь-
Ника.
При официальном общении менеджер находится на своем обыч-
Ном месте — за столом; при полуофициальном — располагается напротив
Посетителя за приставным столом или столом заседаний, как бы прирав-
Нивая этим свой статус к статусу посетителя. Неофициальное общение
Может проходить за журнальным столом, при этом собеседники распо-
Лагаются в удобных креслах, способствующих уютной, расслабляющей
Обстановке.
Определение стратегии и тактики общения. На этом этапе следует
Определить главную и второстепенные цели общения. В беседе важно
Уяснить, чем можно пожертвовать, чтобы получить большую прибыль.
К тактике общения относится и умение задавать вопросы.
Направление разговора можно регулировать с помощью задаваемых
Вопросов, которые можно разделить на открытые и закрытые.
Открытым называется такой вопрос, на который нельзя ответить
Односложно («да», «нет», «не знаю»). Примером подобных вопросов
Могут служить такие: «Расскажите, пожалуйста...», «Что вам известно
Про...», «Как вы думаете...», «А почему?», «Ваше мнение?», «Ваши пред-
Ложения?», «Чем вы это объясните?». Открытые вопросы просто необ-
Ходимы при получении информации.
Противоположностью открытым вопросам являются вопросы за-
Крытые, т.е. такие, на которые можно ответить «да» или «нет». Эти во-
Просы эффективно используются при достижении следующих целей: для
Получения согласия, при отказе, при преодолении сопротивления и т.д.
Процесс непосредственного общения. Оно начинается с создания
Контакта. Эта фаза связана с преодолением определенного психологи-
Ческого барьера.
Уровень доверительности в общении может быть повышен за счет:
— открытой демонстрации своих намерений;
— доброжелательности отношений;
— проявления компетентности в обсуждаемом вопросе;
— умения четко и убедительно излагать свои мысли.
Передача (получение) информации. Цель этой части общения со-
Стоит в решении следующих задач: сбор специальной информации по
Проблемам, запросам и пожеланиям собеседника; выявление мотивов
и целей собеседника; передача собеседнику запланированной информа-
Ции; анализ и проверка позиции собеседника и т.п. При этом необходи-
Мо учитывать следующие моменты: информированность собеседника по
данному вопросу, саму постановку вопроса; то, как слушает оппонент;
Наблюдение за его реакциями; их анализ.
Особую сложность в процессе общения составляет проблема уме-