Быть упорядочена и систематизирована, ориентирована на достижение
Профессиональных и жизненных целей. Это, в свою очередь, требует,
Чтобы менеджеры овладели рациональными приемами работы с нею. Это
Относится, в частности, к рациональному чтению. Поток материалов для
Чтения (в виде деловых писем, газет, циркуляров, служебных записок
И т.п.) становится все более насыщенным, в результате чего менеджеры
около 30% времени тратят на него. Поэтому огромное значение имеет
Рационализация чтения, которая экономит массу времени, позволяет
Лучше справляться с потоком информации.
Методы рационального чтения группируются в зависимости от того,
Используются они до, во время или после процесса чтения. Следующие
Вспомогательные вопросы могут способствовать тому, чтобы чтение вос-
принималось как рациональный процесс:
— что я должен прочитать;
— что я хочу прочитать;
— что я хочу в связи с этим предпринять;
— что можно прочитать позднее;
— что мне вообще не нужно читать.
Необходимо относиться оптимально к своему времени, действуя
по схеме:
Просеивать имеющийся материал для чтения, прежде чем обраба-
тывать его;
Собирать небольшие тексты в рабочие блоки для серийной об-
работки и резервировать в недельном плане время для их прочтения.
Если вы приняли решение более подробно ознакомиться с опре-
Деленным текстом, то можно руководствоваться следующими методами
во время чтения:
— ориентирующее чтение — это первое восприятие содержания,
Определение того, что ожидает читателя, и надо ли обрабатывать данный
текст;
— изучающее чтение — при этом методе следует найти самую суще-
ственную информацию в тексте;
— обобщающее чтение, т.е. обобщение содержания и критическая
Оценка прочитанного материала.
Чтобы ускорить чтение, необходимо:
— избавление от вредных привычек и отвлекающих факторов;
— совершенствование методики чтения.
Следует заметить, что имеется несколько факторов, мешающих
быстрому чтению:
— чтение по буквам или по слогам;
— внутреннее проговаривание читаемого;
— возвращение к прочитанным в тексте местам;
— слежение пальцем или карандашом;
— движения головой (вместо слежения глазами);
— позы, неудобные для чтения;
— внешние факторы, такие, как слабое освещение, отвлекающие
Моменты, шум и т.п.
Тот, кто хочет повысить скорость чтения, должен прежде всего осво-
Бодиться от указанных мешающих факторов. Кроме того, должен улуч-
Шить методику чтения. Для этого широко практикуют чтение по диаго-
Нали. Однако при этом методе зрительно воспринимается лишь часть