Эпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об объекте и составить о нем истинное представление. Иначе говоря, эпистемология - это теория, которая стремится выяснить вопросы, связанные с происхождением, методами, развитием и другими проблемами познания.Слово "эпистемология" представляет собой сочетание греческих слов "episteme" - знание, и "logos" - слово, учение. Считается, что впервые этот термин был использован Дж.Ф. Ферье (1808-1864).
Марксистская эпистемология
Основные положения марксистской гносеологии, или диалектико-материалистической теории познания.
а) Теория отражения
Согласно материалистической диалектике, дух (сознание) является продуктом или функцией мозга, а познание является процессом отражения (копирования) объективной реальности в сознании. Данная теория получила название "теории отражения", или "теории копирования". Об этом Энгельс говорил: "...мы постигаем концепции в наших головах несколько более материалистично, - как образы (Abbilder) реальных "вещей". Ленин утверждал: "С точки зрения Энгельса, единственной неизменностью является отражение человеческим разумом (когда человеческий разум имеется) внешнего мира, существующего и развивающегося независимо от человеческого разума".В марксистской эпистемологии то, что Кант называл чувственным содержанием, является не только отражением объективного мира в сознании. Форма мышления является также отражением объективного мира, отражением форм существования.
|
|
б ) Чувственное познание, рациональное познание и практика
В марксистской эпистемологии познание не исчерпывается отражением объективного мира, но должно также быть проверено практикой. С точки зрения марксистской эпистемологии, познание развивается от чувственного познания к рациональному познанию (или логическому познанию) и от рационального познания к практике. Познание и практика не являются однократным действием.
Рассматривая познание и практику, марксизм отдает приоритет практике. Практика обычно относится к деятельности человека в природе и обществе, однако в марксизме из всех видов практической деятельности высшей формой считается революционная деятельность.
Формы мышления в логическом (рациональном) познании. Марксизм, отстаивающий теорию отражения, рассматривает формы мышления как отражение процессов объективного мира в сознании, то есть как отражение существующих форм. Среди категорий (форм существования, форм мышления) марксизм признает следующие:
материя и движение
мера
противоречие
пространство и время
|
|
единичное, особенное и общее
причина и следствие
определенность и неопределенность
необходимость и случайность
сознание
возможность и действительность
количество и качество
содержание и форма
сущность и явление
3. Абсолютная и относительная истины
Знание увеличивается при движении познания и практики. Тот факт, что знание увеличивается, означает, что содержание знания обогащается, а точность знания повышается. Таким образом, возникает спорный вопрос об относительности и абсолютности знания.
Марксизм утверждает, что истина - это то, что правильно отражает объективную реальность. Более того, марксизм заявляет, что практика, а в высшем смысле, революционная практика, является критерием истины. Чтобы знать, является ли познание верным, единственное, что нужно сделать, это сравнить его с действительностью и убедиться в том, что они совпадают. Об этом Маркс писал следующее: "В практике человек должен доказать истинность, то есть действительность и силу, посюсторонность своего мышления".
Согласно марксизму, знание в определенный период является частичным, незавершенным и продолжает оставаться относительно истинным, однако с развитием науки, знание до некоторой степени приближается к абсолютной истине. Поэтому Ленин считал, что "не существует непереходимой грани между относительной и абсолютной истиной"