Она затеряна в юдоли заточенья

И все зовет ее в небесные края. /68/

Пред нами – характерный пример поэтического платонизма, который можно часто встретить в метафизической лирике В.А. Жуковского, А.С. Хомякова, позднего А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Д.С. Мережковского, В.С. Соловьева.

Но если у раннего А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мироздание в целом пребывает в эпическом покое, хранящем сопряженное различие небес и земли (в небе звезды блещут – в море волны плещут), сохраняющее во всем свое первичное качество, то В.К. Кюхельбекер, отмечая креативное «Родство со стихиями» в одноименном стихотворении, создает интересный витальный образ, указывающий на волновую природу мироздания и предвосхищающий картину нестационарного космоса:

…волны небес… /71/

При всей сложности и запутанности во внутреннем обустройстве мироздания, мы видим четко выраженную креационистскую модель мира в его стихотворении «Рождество»:

Сей малый мир пред оными мирами,

Которые бесчисленной толпой

Парят и блещут в тверди голубой,

Одна пылинка; мы же – что мы сами?

Ничто вселенна пред ее творцом. /71-72/

Даже для таких романтиков-агностиков, к каковым принадлежал Е.А. Баратынский, не закрыта вполне возможность метафизических люминофаний через звезды; в стихотворении «На смерть Гете» о великом новоевропейском гностике сказано буквально следующее:

Была ему звездная книга ясна. /89/

Лирический герой Ф.Н. Глинки также претендовал на полный гнозис («Все сущности вместив в себя природы…») и

…обнимал сознанием пространство… /96/

В думе А.В. Кольцова «Великая тайна» звезды рассматриваются как своеобразные родники космической витальности:

Бездна звезд на небе,

Бездна жизни в мире… /118/

С другой стороны, В.Г. Бенедиктов в стихотворении «Сон» подчеркивает несоизмеримость человеческой и звездной жизни, прежде всего – по масштабному фактору:

…звезд

лампады –

Океаны света, страшные громады,

При которых весь твой мир в его убранстве

Жалкая пылинка в мировом пространстве. /121/

Вместе с тем, в звездном мире заложена символика духовных процессов, реализуемых в земной жизни людей, о чём свидетельствует бенедиктовское стихотворение «Комета»:

Комета яркая – системам не верна…

…………………………………………….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: