И все зовет ее в небесные края. /68/
Пред нами – характерный пример поэтического платонизма, который можно часто встретить в метафизической лирике В.А. Жуковского, А.С. Хомякова, позднего А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Д.С. Мережковского, В.С. Соловьева.
Но если у раннего А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мироздание в целом пребывает в эпическом покое, хранящем сопряженное различие небес и земли (в небе звезды блещут – в море волны плещут), сохраняющее во всем свое первичное качество, то В.К. Кюхельбекер, отмечая креативное «Родство со стихиями» в одноименном стихотворении, создает интересный витальный образ, указывающий на волновую природу мироздания и предвосхищающий картину нестационарного космоса:
…волны небес… /71/
При всей сложности и запутанности во внутреннем обустройстве мироздания, мы видим четко выраженную креационистскую модель мира в его стихотворении «Рождество»:
Сей малый мир пред оными мирами,
Которые бесчисленной толпой
Парят и блещут в тверди голубой,
|
|
Одна пылинка; мы же – что мы сами?
Ничто вселенна пред ее творцом. /71-72/
Даже для таких романтиков-агностиков, к каковым принадлежал Е.А. Баратынский, не закрыта вполне возможность метафизических люминофаний через звезды; в стихотворении «На смерть Гете» о великом новоевропейском гностике сказано буквально следующее:
Была ему звездная книга ясна. /89/
Лирический герой Ф.Н. Глинки также претендовал на полный гнозис («Все сущности вместив в себя природы…») и
…обнимал сознанием пространство… /96/
В думе А.В. Кольцова «Великая тайна» звезды рассматриваются как своеобразные родники космической витальности:
Бездна звезд на небе,
Бездна жизни в мире… /118/
С другой стороны, В.Г. Бенедиктов в стихотворении «Сон» подчеркивает несоизмеримость человеческой и звездной жизни, прежде всего – по масштабному фактору:
…звезд
лампады –
Океаны света, страшные громады,
При которых весь твой мир в его убранстве
Жалкая пылинка в мировом пространстве. /121/
Вместе с тем, в звездном мире заложена символика духовных процессов, реализуемых в земной жизни людей, о чём свидетельствует бенедиктовское стихотворение «Комета»:
Комета яркая – системам не верна…
…………………………………………….