Решений

Процесс решения включает три основные фазы: под­готовку, принятие и

организацию выполнения. Каждая из этих фаз подразделяется на определенные

этапы.

Фаза подготовки управленческого решения под­разделяется на

следующие этапы: уяснение проблемs, анализ исходной ситуации, постановка

задачи, разработка вариантов решения.

На этапе уяснения проблемы нео6ходимо четко пред­ставить желаемую

ситуацию и трудности, которые связа­ны с ее достижением. При этом важно ясно

определить, что можно сделать для решения проблемы внутри систе­мы и что и в

какой степени зависит от окружающей среды.

Следующий этап предполагает анализ исходной си­туации. На этом этапе

анализируют потенциал органи­зации и состояние окружающей среды на момент

при­нятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или

получения желаемого резуль­тата.

Постановка задачи— это этап, в ходе которого конеч­ную цель подразделяют

на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные

с конечной целью. При этом особенно важно, чтобы задачи имели количественную

определенность и определенную последовательность решения.

Разработка вариантов решения — заключительный этап фазы подготовки

управленческого решения. Основ­ное содержание этого этапа заключается в

предложении различных вариантов решения поставленных задач. К раз­работке

вариантов решения привлекают специалистов. Количество предлагаемых вариантов

может быть различ­ным, но каждый вариант должен содержать четкую фор­мулировку

задачи, основные этапы ее решения по време­ни и данные о необходимых ресурсах

{материальных, тру­довых, финансовых), а также возможные последствия

осу­ществления данного варианта.

Фаза принятия решения включает анализ предлага­емых вариантов и

выбор оптимального варианта.

Анализ предлагаемых вариантов решения осуществля­ется обычно

руководителем совместно со специалистами и предполагает: во-первых, выбор

критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого

варианта и, во-вторых, сопоставление принятых критери­альных показателей с

аналогичными показателями по каждому варианту.

Выбор оптимального варианта осуществляется обычно руководителем по

результатам анализа предложенных ва­риантов. Оптимальный вариант —это наилучший

вариант в данных условиях по заданному критерию. Однако на характике любой из

вариантов может иметь не одну, а несколько целей, каждой из которых

соответствуют свои критерии оптимальности.

Обязательным условием выбора варианта решения является комплексный учет его

возможных положительных и отрицательных последствий.

Выбор оптимального варианта решения утверждает руководитель. Решение

формулируется и документально оформляется, фиксируется (т. е. подписывается)

руково­дителем, после чего задания доводятся до непосредственных

исполнителей, т. е. осуществляется организация исполнения.

Заключительная фаза принятия управленческого ре­шения _ организация

выполнения. Эта фаза включает доведение заданий до исполнителей, формирование

и исполнение организационного плана и организацию контроля.

Доведение заданий до исполнителей предполагает, что смысл принятого

решения должен быть разъяснен всем исполнителям и перед каждым из них должны

быть поставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функции

в исполнении решения.

Этап формирования организационного плана предус­матривает четкое

определение объема работ по каждой задаче и определение приоритетов, ресурсов и

сроков выполнения заданий каждым исполнителем.

Организация контроля за исполнением решения — за­ключительный этап

исполнения решения, который включает текущий и заключительный контроль. Текущий

контроль осуществляется на протяжении всей работы по исполне­нию решения, а

заключительный проводится по результа­там исполнения и позволяет, с одной

стороны, соизме­рять цели и результаты, а с другой — осуществлять

возна­граждения по результатам исполнения.

Процесс подготовки, принятия и организации выпол­нения управленческих решений

подразделяется на ряд операций и процедур.

Операция это законченное действие.

Процедура - набор операций, направленных на ре­шение

каких-либо управленческих задач.

Процедура подготовки, принятия и организации вы­полнения управленческого

решения может быть представ­лена так:

Последовательность и характер операции Исполнитель
Постановка задачи Уяснение задач Сбор и обработка необходимой информации, изучение и оценка ситуации Выработка вариантов решения Анализ, обсуждение и оценка вариантов решения Выбор окончательного варианта решения Формулировка решения Документальное оформление решения фиксация решения (подпись документа) Доведение заданий до исполнителей формирование и реализация организационного плана Организация контроля Вышестоящий руководитель (орган управления), трудовой коллек­тив Нижестоящий руководитель (руко­водитель) Руководитель (в необходимых слу­чаях с привлечением специа­листов) Специалисты Руководитель и специалисты Руководитель Руководитель (с участием специа­листов) Технические исполнители Руководитель или лицо, им упол­номоченное Руководитель или лицо, им упол­номоченное Все работники аппарата управле­ния организации Руководитель или уполномочен­ные им лица

В процессе подготовки, принятия и организации вы­полнения управленческих

решений принимают участие все категории работников аппарата управления:

руково­дители, специалисты и технические исполнители. Однако степень их

участия в этом процессе различна. На долю руководителя выпадают наиболее

сложные творческие операции и процедуры, выполнение которых требует

спе­циальных знаний и опыта. Руководитель анализирует исходную ситуацию,

рассматривает варианты решения, выбирает оптимальный вариант, т. е. принимает

окончатель­ное решение, контролирует исполнение решения и несет

ответственность за принятое решение и выполненные действия.

Специалисты выполняют в основном логические операции и процедуры. Они

разрабатывают варианты решений, участвуют в анализе этих вариантов, а также в

необходимых случаях принимают участие в форми­ровании и реализации

организационного плана и контроля.

Технические исполнители выполняют в основном тех­нические операции и

процедуры при оформлении реше­ний и организационного плана, а также участвуют

в про­цессе организации контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: