· Возникновению кризиса первого года способствуют те достижения в развитии, о которых говорилось выше
· В целом же можно утверждать, что кризис первого года – это своего рода попытка ребенка указать взрослым на свои возросшие возможности и появление новых потребностей.
· !!!Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый.
· Особую сложность кризису придает его аффективная (эмоциональная) насыщенность. У ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя взрослым, бурные эмоциональные реакции, которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано (он может кричать, падать на пол, отталкивать взрослых и т. п.).
· Кризис первого года может вызвать ряд негативных последствий:
· нарушение биоритмических процессов (сон – бодрствование);
· нарушение удовлетворения ряда простейших потребностей;
· эмоциональные нарушения (угрюмость, плаксивость, обидчивость ребенка).
Многое в успешном прохождении данного кризиса зависит от поведения взрослого.