l Взрослый: Наташа, с кем ты любишь играть?
l Наташа С.(7 лет): Ну, люблю играть с Максимкой, играть с Ольгой, с Тамарой Анатольевной (воспитатель). Максимка - мой лучший друг. Мы с Ольгой - два котенка, а Максимка - папа. Но когда мы с Максимкой отдельно играем, он - щенок, а я котенок. С Максимкой интересно играть, потому что он все придумывает интересное... Интересно в общем. Я сама тоже люблю придумывать. Вот мы и играем.
l Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка.
l Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.
l Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов.
|
|
l Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной.
l Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями.
l Переломным моментом в развитии понимания инструкции взрослого является становлении регулирующей функции речи. Дошкольник самостоятельно организовывает своею деятельность на основе этой инструкции.
Пример (регулирующая форма речи)
l Дети дежурят. Максим Д. (6 лет) смотрит, как Наташа (6 лет 5 мес.) раскладывает вилки. Молча начинает перекладывать вилки зубцами к себе.
l Наташа: Максим, что ты делаешь? Так нельзя!
l Максим (смеется): Можно!
l Наташа: Татьяна Сергеевна, скажите Максиму, что так нельзя делать!
l Воспитатель: Максим, конечно же, нельзя!
l Максим быстро раскладывает вилки правильно.