Экономическая система: понятие, структура, классификация

Экономическая система – совокупность правил, норм и принципов, определяющих экономические отношения, возникающие в процессе производства и потребления экономического продукта.

Структуре экономической системы:

– социально-экономические отношения (человек и отношения собственности);

– организационные формы хозяйственной деятельности (производственные единицы, организация производства, разделение, специализация и кооперация труда);

– хозяйственный механизм (правительственные органы, госбюджет, денежно-кредитная система, экономические институты, механизм выработки и принятия хозяйственных решений, нормы и правила экономического поведения, формы управления и т.д.);

– конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

Классификация:

I. Формационный подход характерен для марксистской теории. К. Маркс

II. Цивилизационный подход предполагает изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепен­ной сменой цивилизаций.

III. критерий степень индустриального развития общества, выделяют три экономические системы: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

IV. форма собственности на средства производства и способ управления хозяйствен­ной деятельностью. На основе этих признаков выделяют: командную, рыночную и смешанную экономику.

5. Собственность как экономическая категория. Формы собственности в экономической системе.

Собственность – экономические отношение между людьми связанные с присвоением средств производства, а так же других благ. Собственность как экономическая категория определяет уровень благосостояния, характер экономической системы, характер удовлетворения запросов общества, определяет формы хозяйствования. Собственность является основой экономической системы, а так же формирует классовый состав общества и определяет его положение в экономической системе.

Формы собственности:

1)Частная

2)Государственная (Республиканская (собственность РБ), коммунальная (собственность административно-территориальных образований), кооперативная)

3)Коллективная (кооперативы, объединения, арендные предприятия)

4)Собственность других государств, международных организаций, физических лиц.

6. Рынок как экономическая категория. Элементы рыночного механизма.

Рынок – это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рынок выполняет важные функции:

· функцию саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

· стимулирующую функцию, позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим;

· учетную функцию, посредством которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;

· посредническую функцию, позволяющую сводить агентов рынка.

Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе. Однако на сегодняшний день рынок – наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь – материальную заинтересованность в результатах их труда (рис. 9.1).

Элементы рыночного механизма: цена, спрос и предложение, конкуренция.

Цена. Изменение относительных цен явилось ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства и выбора технологии производства. В конечном итоге цены определили и то, кем будет потреблен продукт при данном уровне доходов.

Спрос и предложение. Спрос – это существующая на рынке потребность в товарах, которая определяется количеством товаров, которые потребители могут купить при установившихся ценах и доходах. Предложение – это то количество товаров, которое находится в продаже при установившейся цене. Посредством колебаний цен устанавливается тот уровень, при котором происходит равновесие спроса и предложения и далее равновесие производства и потребления.

К онкуренция. Все стремления к увеличению прибыли приводят к неизбежной борьбе между предпринимателями за более выгодные условия производства и реализации товаров, росту объемов производства. Предприниматели по отношению друг к другу, выступают как соперники или конкуренты. Каждый продавец, чтобы сбыть свой товар, будет вынужден снижать цену, что повлечет снижение объемов производства. Если спрос выше, чем предложение товара, то конкуренция возникает уже среди покупателей. В итоге повышение цены стимулирует увеличение предложения. Конкуренция является важным элементом рыночного механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: