2. Финансовая реструктуризация охватывает все формы реструктуризации. Для определения необходимости реструктуризации все компании подразделяются на пять групп:
а) Компании могут оплачивать все расходы, обслуживать все обязательства и получать прибыль.
б) Компания оплачивает все расходы за исключением амортизации и обслуживает свои долги.
в) Компания рассчитывается с поставщиками, выплачивает заработную плату, но не может обслуживать свои долговые обязательства.
г) Компания рассчитывается с поставщиками, но задерживает или не выплачивает зарплату и не обслуживает долги.
д) Компания не производит расчетов ни с поставщиками, ни с сотрудниками, ни с финансово-кредитной системой.
Меры оперативной финансовой реструктуризации:
1. Осуществить ликвидацию нерентабельных производств.
2. Осуществить освобождение от объектов социальной и непроизводственной сферы.
3. Раздробить имущественный комплекс на отдельные предприятия и компании, т.е. создать дочерние или зависимые общества.
4. Продать неиспользуемые мощности, незавершенное строительство и излишние или ненужные запасы ТМЦ и сдавать неиспользуемое имущество в аренду.
5. Провести полное или частичное списание долгов.
6. Осуществлять процедуру банкротства, если невозможно исправить ситуацию. Рассматривается как крайняя мера, так как при банкротстве увеличивается нагрузка на государство.
Меры стратегической реструктуризации:
Осуществляют через секьюритизацию долга, т.е. его оформление в виде вновь выпущенных ценных бумаг. Выпускают только эмиссионные ценных бумаг. Выбор вида ценных бумаг зависит от следующих факторов:
1. В зависимости от состава активов компании: при преобладании нематериальных активов выгоднее выпускать акции, так как выпуск облигаций плохо обеспечен, поскольку НМА продать трудно, следовательно, отсутствует источник для выполнения обязательств перед облигационерами.
2 Вероятность недополучения выручки от реализации продукции или деловой риск: для традиционных компаний, имеющих освоенные рынки сбыта, отлаженное производство выгоднее выпускать облигации, а для развивающихся молодых компаний выгоднее выпускать акции.
3. Модель корпорации: инсайдерская или аутсайдерская. При инсайдерской модели выгоднее выпускать облигации, так как их владельцы не участвуют в управлении. Выпуск акций не выгоден, поскольку происходит перераспределение пакетов акций между акционерами, и позиции прежних акционеров уменьшаются.
4. Возможность использования «налогового щита» или уменьшение налога на прибыль. Рентабельным компаниям выгоднее выпускать облигации, чтобы уменьшать налог на прибыль путем отнесения процентов на затраты.