по дисциплине «Социальная психология»

Вопросы к зачету (экзамену)

1. Социальная психология: объект, предмет, связь с другими науками, методы исследования.

2. Исторические и эмпирические предпосылки возникновения социальной психологии. Этапы становления социальной психологии как самостоятельной науки о психике.

3. Вклад ведущих психологических школ в социальную психологию (бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии и др.). Особенности исторического развития социальной психологии в России.

4. Группа как объект управления. Классификация групп. Характеристики, определяющие положение человека в группе и собственные характеристики группы.

5. Семья как малая социальная группа и социальный институт. Понятия «брак», «семья» и «супружество». Функции семьи. Особенности современной семьи. Возрастная динамика семейных отношений. Типы семей и семейного воспитания.

6. Влияние группы на личность (групповая поляризация, конформизм, социальная фасилитация, социальная леность, деиндивидуализация, огруппление мышления, социальная ингибиция).

7. Групповое давление и групповое влияние: конформизм, нонконформизм, личностное самоопределение. Классические эксперименты по изучению конформизма М. Шерифа, С. Аша, С. Милгрэма.

8. Условия проявления конформизма по Майерсу. Сопротивление конформизму.

9. Основные характеристики и классификация больших социальных групп. Нации, классы, этносы.

10. Факторы формирования стихийных групп и массовых движений. Признаки стихийного массового поведения. Виды стихийных групп. Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.

11. Понятие групповой динамики. Процессы развития и сплочения, группового давления и выработки решений. Факторы, определяющие сплочение группы.

12. Система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы. Классификация социальных ролей. Психологические и социальные факторы, влияющие на величину статуса человека в группе.

13. Группа и ее социально-психологические особенности. Структура коллектива (социометрическая, коммуникативная, социальной власти).

14. Пути оптимизации психологического климата. Влияние стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.

15. Этапы развития коллектива. Этапы вхождения личности в группу. Морально-психологический климат и степень сплоченности коллектива. Роль руководителя в становлении коллектива.

16. Понятия руководства, управления, лидерства. Психологические проблемы лидерства (референтная группа, типы лидеров, социометрическая процедура).

17. Социально-психологические аспекты социализации личности (стадии, направления, институты и механизмы). Я-концепция личности как результат социализации.

18. Теоретические и практические пробле­мы социализации. Особенности современной социа­лизации. Грани процесса социализации личности (инкультурация, интернализация, адаптация, конструирование социальности).

19. Структура, сферы и стороны социализации личности. Функции и факторы социализации личности (проблема самоиндификации, взаимосвязь поколений, духовные факторы).

20. Семья и система образования как институты социализации. Социализационное влияние СМИ и новых информационных технологий.

21. Социальная виктимология и ее факторы.

22. Деструктивное поведение. Причины и типы деструктивного поведения. Типы воспитания и деструктивное поведение.

23. Суицид и безопасность человека. Причины повышенного суицидального риска. Особенности и симптомы суицидального поведения.

24. Психологическая безопасности личности с точки зрения концептуальных позиций современной психологии. Структура психологической безопасности личности.

25. Признаки нарушения психологической безопасности личности. Механизмы формирования психологической безопасности личности. Роль самосознания в сохранении психологической безопасности личности.

26. Теории социальных отношений. Основные типы социальных отношений.

27. Агрессивное поведение. Теории агрессии: агрессия как инстинкт, фрустрация как источник агрессии, агрессия как результат социального научения. Источники агрессии.

28. Трехкомпонентная структура Я-концепции. Формирование и развитие Я-концепции.

29. Трехкомпонентная структура и функции установок. Изменение социальных установок.

30. Общение как социально-психологическая категория: содержание, цель, средства, структура (по Г.М. Андреевой), стороны, виды.

31. Функции общения. Роль общения в психическом развитии человека. Развитие общения в филогенезе и онтогенезе. Этапы онтогенеза общения человека.

32. Психологические типы собеседников и наиболее целесообразные формы общения с ними.

33. Речь и ее виды. Потеря информации. Типичные ошибки передачи и приема информации. Виды и техника слушания.

34. Коммуникативные барьеры (понимания, социально-культурного различия, отношения) в деловом общении, причины их возникновения и методы преодоления.

35. Открытость и закрытость в общении. Роль обратной связи в деловом общении. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

36. Психологические приемы влияния на партнера. Выслушивание партнера как психологический прием. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

37. Невербальные средства общения и их классификация. Невербальные средства общения и восприятие информации.

38. Социальная перцепция. Механизмы перцепции (аттракция, идентификация, эмпатия, социальная рефлексия). Каузальная атрибуция и её ошибки.

39. Социальные стереотипы и ролевое поведение в общении. Факторы и эффекты межличностного восприятия. Значение стереотипов в восприятии человека человеком.

40. Интерактивная сторона общения. Типы взаимодействий: сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное, контрастное и компромиссное взаимодействия.

41. Трансакционный анализ Э. Бёрна. Типичные эго-состояния и виды трансакций.

42. Структура и виды социального поведения личности. Соотношение внешней и внутренней регуляции социального поведения. Полоролевое поведение. Групповое и массовое поведение. Проблемное, противоправное и девиантное поведение. Уверенное и беспомощное поведение.

43. Уровни межличностного взаимодействия (В.Н. Сагатовский, Г.А. Ковалев). Особенности манипуляции и склонности личности к манипулированию другими людьми. Критерии определения наличия манипуляций в отношениях между людьми. Защита от манипуляций и правила их нейтрализаций.

44. Методы, техники и тактики аргументирования. Личностные качества человека и успешность аргументирования.

45. Правила конструктивной критики и ее этические аспекты. Основные правила восприятия критики. Построение беседы, содержащей элементы критики.

46. Понятие конфликта и его социальная роль (типология конфликта, стадии и структура конфликта). Конструктивный и деструктивный конфликт. Причины и признаки деструктивного конфликта. Психологическая сущность конструктивного конфликта.

47. Сущность и способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях (сетка Томаса-Килменна). Методы и стратегии управления конфликтными ситуациями.

48. Типы конфликтных личностей. Правила поведения в условиях конфликта. Ассертивный отказ.

49. Внутриличностные конфликты: роль, причины и пути разрешения. Механизмы психологической защиты.

50. Психологические стратегии преодоления. Копинг-стратегии и коппинг-ресурсы. Выбор оптимальной коппинг-стратегии и эффективная деятельность индивида.

1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: