SPACE – комплексный метод анализа позиций на рынке и выбора оптимальной стратегии для средних и малых предприятий.
Выделяет четыре группы критериев в рамках данного подхода:
1.Финансовая сила предприятия (ФС)
2. Конкурентоспособность предприятия (КП)
3.Привлекательность отрасли (ПО)
4. Стабильность отрасли (СО)
Определяется и оценивается ключевые критерии в составе каждой группы и строится вектор в рекомендованной стратегии в системе координат SPACE. Начало вектора в точке начало координат, конец – в точке с координатами А(x; y), где
X = ПО - КП
Y= ФС – СО
ФС
10 А(х; у)
Консервативная Агрессивная
5 стратегия
![]() |
КП -10 -5 5 10 ПО
-5
Защитная Конкурентная
-10 стратегия
Положение вектора определяет тип рекомендованной стратегии:
1. Агрессивная стратегия (прямая и обратная интеграция, горизонтальная интеграция, захват рынка, развитие продукта, стратегия развития рынка).
2. Конкурентная (диверсификация, совместные предприятия).
3. Консервативная (захват рынка, развитие продукта, развитие рынка, горизонтальная интеграция, сокращение, ликвидация).
|
|
4. Защитная (реорганизация, диверсификация, сокращение, ликвидация).
Для получения обоснованных результатов комплексного стратегического анализа необходимо организовать следующие этапы:
1) Подготовительный этап – на котором формируется соответствующая группа специалистов для проведения исследований;
2) Разработка критериев оценки и проведение соответствующих расчетов;
3) Согласование стратегии развития – проводится анализ получения результатов, формирование предложений относительно содержания стратегий и оценка возможности выбора наиболее привлекательной конкурентной стратегии.