1тобы выяснить, как особенности авторитета (в частности, экспериментатора) влияют на подчинение, Милгрэм проверил несколько переменных. Он установил, Например, что физическое присутствие авторитета ведет к большему подчинению (85%), чем приказания, передаваемые по телефону (21%). Это доказывает важ-
54 Глав а 1. Конформизм и подчинение ___________________________ _______________
ность пространственной близости авторитета к «преподавателю» (как и близости «ученика»). В другом эксперименте Милгрэм поставил перед собой задачу определить, влияет ли на подчинение престиж учреждения, которое представляет авторитет. Вместо того чтобы проводить эксперименты в Йельском университете (как это делалось прежде), он провел ряд экспериментов в обветшалом административном здании в соседнем городе под вывеской фиктивной исследовательской организации. В этой обстановке 48% испытуемых проявили полное подчинение. Этот факт показывает, что для обеспечения подчинения власть вовсе не должна быть представлена престижным учреждением. Наконец, в третьем эксперименте Милгрэм констатировал, что даже «аморальный» авторитет может добиться подчинения значительного числа индивидов. В этом эксперименте ученик давал согласие участвовать в нем только при условии, что экспериментатор немедленно прекратит испытание, когда ученик его об этом попросит. Экспериментатор сначала обещал, но затем отказывался освободить ученика, когда тот его об этом просил. Но даже после того, как экспериментатор нарушил свое обещание, 40% участников эксперимента все же беспрекословно подчинились ему.
Для дальнейшего изучения источника силы авторитета Милгрэм изменил роли различных участников эксперимента. Многочисленные опыты показали, что приказ о применении электрошока должен исходить от определенного представителя власти, если есть желание добиться подчинения. Так, мало случаев подчинения наблюдается, если экспериментатор отсутствует, а приказ отдает другой узнаваемый участник эксперимента (ассистент). И никакого подчинения нет: а) в том случае, если «ученик» просит применить к нему электрошок, а экспериментатор возражает, а также б) если два экспериментатора дают противоречащие друг другу указания «преподавателю» по поводу электрошока, которому следует подвергнуть «ученика». Милгрэм изучил также интересный случай, когда экспериментатор играет роль «ученика». Он установил, что при этом ни один «преподаватель» не захотел применить к экспериментатору максимальное напряжение по приказу другого испытуемого, но 65% делали это, если приказ исходил от другого экспериментатора.