Любовь и дружба. Достижения и перспективы

Философы, романисты, и даже сам Фрейд, думали, что за многообразными фор­мами, часто весьма несходными, кроется один корень, общая основа — склонность к любви (aimance), которая соответствует влечению, рассмотренному в начале данного раздела. Что касается двух важнейших связей, таких как любовь и друж­ба, французский язык отмечает это семантическое родство общим корнем a(i)m\ тогда как в английском языке употребляются слова разных корней LOVing, LIKing, что подчеркивает главенствующую роль сходства для значения слова liking — симпатия.

Известные указанные выше различия подтверждаются несколькими исследо­ваниями. Так, например, Рубин (Rubin, 1973, 1974) разработал шкалу для раз­дельного измерения отношений любви и дружбы; эта шкала подверглась критике (Dion et al., 1976; Steck et al., 1982). Дело в том, что, действительно, представление

1 Имеемся в виду общий корень у слов АШег — любить, АМоиг — любовь, АМШё — дружба. — Примеч. перев.


206 Глава 5. Избирательные отношения


и переживания этих отношений строго не разграничиваются или же относятся к одному континууму (Brehm, 1985). «Можно было бы сказать, — писал Сенека Луцилию, — что любовь — это как бы безумие дружбы». Общие элементы этих чувств подтверждаются сравнительным исследованием, которое провел Дэвис (Davis, 1985): чувство доверия, взаимопонимание, радость достигают кульмина­ции в единении. Точно так же можно сблизить и нарциссический сговор, лежа­щий в основе дружбы, с взаимным усилением идентичности и сговором, лежащим в основе любовных отношений, ибо склонность к любви (aimance) нас соединяет с другим, не отделяя нас от самих себя.

Каждое из этих отношений тем не менее остается специфичным в своих пере­живаниях и в своей судьбе: потрясение, очарование, влечение, объятия страстной любви, причем исход неизвестен, — может быть, это нежность и ностальгия по прошлому, а может быть — отчаяние и разрыв. Что касается дружбы, то здесь кар­тина иная — спокойствие, готовность помочь, неформальное общение, избега­ющее рутины повседневности.

Наконец, надо отдать должное и пограничному отношению — дружбе между мужчиной и женщиной. Собранные свидетельства дают понять между строк осо­бую форму симпатии, имеющую тонкое обаяние, подтверждающее проницатель­ное мнение Лабрюйера: «Хотя между людьми разного пола может существовать дружба... тем не менее женщина всегда будет видеть в своем друге мужчину, точно так же как он будет видеть в ней женщину. Такие отношении нельзя назвать ни любовью, ни дружбой: это нечто особое» (Лабрюйер. Характеры, глава «О сердце»).

Таким образом, высказывания писателей, даже древних, часто оказываются пре­людией к социально-психологическому анализу отношений и связанных с ними чувств. Достижения накапливаются, и все-таки многие сферы остаются неясны­ми и ждут новых исследований. Это относится, например, к действию взаимодо­полнительности, в отношении которой результаты расходятся. Так же обстоит и с влиянием социокультурных типов и уровней на экспрессивность и язык чувств. Другие процессы уже исследуются, как, например, круг друзей («сетка дружеских связей») и различные аспекты сексуального поведения в настоящее время.

Но можно было бы наметить также и обратную перспективу, когда любовь и дружба рассматривались бы не как результат действия совокупности факторов (причинных или катализирующих), а в той мере, в какой они сами могут быть ис­точником многих процессов, таких как устойчивость к стрессу, тонус, творческие способности, а также отдаление от общества, интимность в диаде, с сопутствую­щими чувствами подозрительности и ревности. Эти темы, затрагиваемые спора­дически в ходе бесед, заслуживают, по нашему мнению, более систематического изучения. В этом отношении лонгитюдные и сравнительные исследования пред­ставляются более релевантными, чем некоторый пуантилизм, свойственный экс­периментам, не слишком приспособленным для учета содержательного аспекта.

Наконец, можно было бы проявить больший интерес к символическим (извеч­ным или возникшим недавно) формам выражения любви или дружбы, будь то схемы, образы (картинки) или формулы, которые, как кольцо, пронзенное сердие или протянутая рука, также служат знаками взаимных обязательств.


ГЛАВА 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: