Восприятии

Категоризация индивидов по группам обычно приводит к относительной гомо­генности, более значительной в случае восприятия другой группы, чем при вос­приятии членов собственной группы. Эта характеристика социальной перцепции заключается в том, что члены другой группы воспринимаются индивидом как ме­нее дифференцированные, более схожие друг с другом, чем члены своей группы (см.: Park, Rothbart, 1982; Quattrone, 1986; Sodikides, Ostrom, 1993).

Если о знакомстве индивидов с членами других групп (Linville, Fischer, Salo-vey, 1989) нередко говорят, чтобы объяснить такие наблюдения, то Лоренци-Чоль-ди (Lorenzi-Cioldi, 1998), различая группы-«коллекции» и группы-«агрегаты», выдвигает гипотезу, согласно которой деперсонализация индивидов — при про­чих равных условиях — изменяется также в направлении, обратном престижу и статусу группы, к которой они принадлежат. Такое определение, как «группы-коллекции» и «группы-агрегаты», предполагает, что представление о первых характеризуется большой внутренней дифференциацией, а последние представ­ляются более гомогенными. Это заставляет автора рассматриваемой гипотезы сформулировать тезис о наличии ожидания, в соответствии с которым эффект го­могенности аут-группы будет в большей мере зависеть от доминирующих элемен­тов (например, людей), которые оценивают подчиненных, а не наоборот.

Рассмотрим иллюстрацию этой мысли. В эксперименте (Lorenzi-Cioldi, Eagly, Stewart, 1995), использующем схему воспоминания по признакам, участники — студенты университета — читали описания четырех человек. В основном вариан­те эксперимента объекты идентифицировались по мужским и женским именам. Кроме того, была введена переменная принадлежности в категории более высо­кого порядка. Объекты были представлены испытуемым либо как такие же сту­денты, как они сами (принадлежность к одной и той же категории высшего поряд­ка), либо как трудящиеся (категория высшего порядка, внешняя по отношению к группе), либо просто как «люди» (контрольный вариант эксперимента). Рассмот­рев эти описания, испытуемые должны были вспомнить описания, связанные с каждым именем (предъявленные им ранее).

Совершенно естественно, что, выполняя задание по памяти, участники экс­перимента ошибаются. Количество ошибок не имеет значения, но их структура первостепенно важна для изучения социальной категоризации и, в частности, для исследования гомогенности групп. Участники эксперимента воспринимают принадлежность объектов к разным группам — мужчин и женщин. Обращая вни­мание на эту принадлежность, испытуемые сделают больше ошибок, приписывая характеристики объектам, входящим в одну группу (ошибки интрасексуальные), чем при атрибуции характеристик объектам, принадлежащим к отличающимся группам (ошибки интерсексуальные). Сравнивая ошибки, касающиеся собствен-


ной группы, и ошибки, касающиеся другой группы, группы другого пола, можно оценить степень различий, которую испытуемые устанавливали внутри каждой категории пола. Действующие в настоящее время теории предсказывают, что го­могенность аут-группы будет больше, чем гомогенность ин-группы. Интересно, что результаты экспериментов Лоренци-Чольди, Игли и Стьюарта (Lorenzi-Ciol­di, Eagly, Stewart, 1995), повторявшиеся неоднократно (е. g. Lorenzi-Cioldi, 1993, 1998), показывают, что только мужчины воспринимают другую группу как гомо­генную. Члены доминирующих групп (в терминологии Лоренци-Чольди — это группы-«коллекции») склонны рассматривать как однородную аут-группу, имею­щую менее престижный статус. Члены подчиненных групп (групп-«агрегатов») рассматривают как однородную и собственную группу, и другую группу.

К этому же направлению относятся эксперименты Конвэя, Пиццамильо и Ма-унта (Conway, Pizzamiglio, Mount, 1996). Они проецируют различия в статусе между различными группами на этнические миры, неизвестные испытуемым. Несмотря на незнакомый для них контекст, испытуемые без колебаний приписывают чле­нам групп, имеющих более низкий статус, больше качеств, связанных со взаимо­отношениями людей и рассматриваемых обычно как женские, тогда как членам групп, имеющих более высокий статус, приписывается больше самостоятельно­сти и независимости — качеств, обычно рассматриваемых как мужские.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: