Категоризация индивидов по группам обычно приводит к относительной гомогенности, более значительной в случае восприятия другой группы, чем при восприятии членов собственной группы. Эта характеристика социальной перцепции заключается в том, что члены другой группы воспринимаются индивидом как менее дифференцированные, более схожие друг с другом, чем члены своей группы (см.: Park, Rothbart, 1982; Quattrone, 1986; Sodikides, Ostrom, 1993).
Если о знакомстве индивидов с членами других групп (Linville, Fischer, Salo-vey, 1989) нередко говорят, чтобы объяснить такие наблюдения, то Лоренци-Чоль-ди (Lorenzi-Cioldi, 1998), различая группы-«коллекции» и группы-«агрегаты», выдвигает гипотезу, согласно которой деперсонализация индивидов — при прочих равных условиях — изменяется также в направлении, обратном престижу и статусу группы, к которой они принадлежат. Такое определение, как «группы-коллекции» и «группы-агрегаты», предполагает, что представление о первых характеризуется большой внутренней дифференциацией, а последние представляются более гомогенными. Это заставляет автора рассматриваемой гипотезы сформулировать тезис о наличии ожидания, в соответствии с которым эффект гомогенности аут-группы будет в большей мере зависеть от доминирующих элементов (например, людей), которые оценивают подчиненных, а не наоборот.
|
|
Рассмотрим иллюстрацию этой мысли. В эксперименте (Lorenzi-Cioldi, Eagly, Stewart, 1995), использующем схему воспоминания по признакам, участники — студенты университета — читали описания четырех человек. В основном варианте эксперимента объекты идентифицировались по мужским и женским именам. Кроме того, была введена переменная принадлежности в категории более высокого порядка. Объекты были представлены испытуемым либо как такие же студенты, как они сами (принадлежность к одной и той же категории высшего порядка), либо как трудящиеся (категория высшего порядка, внешняя по отношению к группе), либо просто как «люди» (контрольный вариант эксперимента). Рассмотрев эти описания, испытуемые должны были вспомнить описания, связанные с каждым именем (предъявленные им ранее).
Совершенно естественно, что, выполняя задание по памяти, участники эксперимента ошибаются. Количество ошибок не имеет значения, но их структура первостепенно важна для изучения социальной категоризации и, в частности, для исследования гомогенности групп. Участники эксперимента воспринимают принадлежность объектов к разным группам — мужчин и женщин. Обращая внимание на эту принадлежность, испытуемые сделают больше ошибок, приписывая характеристики объектам, входящим в одну группу (ошибки интрасексуальные), чем при атрибуции характеристик объектам, принадлежащим к отличающимся группам (ошибки интерсексуальные). Сравнивая ошибки, касающиеся собствен-
|
|
ной группы, и ошибки, касающиеся другой группы, группы другого пола, можно оценить степень различий, которую испытуемые устанавливали внутри каждой категории пола. Действующие в настоящее время теории предсказывают, что гомогенность аут-группы будет больше, чем гомогенность ин-группы. Интересно, что результаты экспериментов Лоренци-Чольди, Игли и Стьюарта (Lorenzi-Cioldi, Eagly, Stewart, 1995), повторявшиеся неоднократно (е. g. Lorenzi-Cioldi, 1993, 1998), показывают, что только мужчины воспринимают другую группу как гомогенную. Члены доминирующих групп (в терминологии Лоренци-Чольди — это группы-«коллекции») склонны рассматривать как однородную аут-группу, имеющую менее престижный статус. Члены подчиненных групп (групп-«агрегатов») рассматривают как однородную и собственную группу, и другую группу.
К этому же направлению относятся эксперименты Конвэя, Пиццамильо и Ма-унта (Conway, Pizzamiglio, Mount, 1996). Они проецируют различия в статусе между различными группами на этнические миры, неизвестные испытуемым. Несмотря на незнакомый для них контекст, испытуемые без колебаний приписывают членам групп, имеющих более низкий статус, больше качеств, связанных со взаимоотношениями людей и рассматриваемых обычно как женские, тогда как членам групп, имеющих более высокий статус, приписывается больше самостоятельности и независимости — качеств, обычно рассматриваемых как мужские.