Выше мы говорили о том, что шаг, сделанный за последние годы, был шагом перехода от понятия к теории. По мере ее уточнения и по мере развития знания выкристаллизовывается область исследования, внутри которой разграничиваются специфические поля, вырисовываются различные точки зрения.
Эти точки зрения отражают различные способы формулировки процесса создания психологической и социальной конструкции, какой является социальное представление. Перейдем к детальному рассмотрению этих различных подходов.
Первый подход. Рассматривается чисто когнитивная деятельность, с помощью
которой субъект строит свое представление. Два параметра характеризуют (с этой
точки зрения) социальное представление. Один параметр — это контекст: субъект
находится в социальном взаимодействии или сталкивается с каким-то социаль
ным стимулом. Представление выступает тогда как один из случаев социальной
познавательной способности, такой, какой занимается социальная психология-
Другой параметр — принадлежность: будучи социальным субъектом, испытуе'
мый включает в работу своей мысли ценности и модели, полученные от группы,
к которой он принадлежит, или идеологию, распространенную в обществе. Экспе
риментальное изучение представления в его отношении к поведению в большин
стве случаев стоит на этих позициях (Abric, 1971, 1972, 1982; Apfelbaum, 196|
Codol, 1969; 1970; Flament, 1971, 1979, etc.). 1
|
|
Б. Элементы, необходимые для охвата понятия «социальн ое представление» 381
Второй подход. Главный упор делается на значимые аспекты репрезентатив-Hbix процессов. Субъект рассматривается как производитель смысла. В своем представлении он выражает тот смысл, который придает своему опыту в социаль-йом мире. Социальный характер представления вытекает из использования систем кодов и интерпретаций, даваемых обществом, или проекцией ценностей и социальных стремлений. В этом смысле представление рассматривается так же, как отображение конкретного общества.
Когда представление свойственно субъектам, разделяющим одинаковые условия или одинаковый социальный опыт, его часто соотносят с динамикой, вводящей воображаемое. Находясь на перекрестке социальных требований, оказывающих давление на субъекта и отзывающихся на них желаний или недостаточности чего-то, представление выражает их противоречия и позволяет их преодолеть (Herzlich, 1969; Chombart de Lauwe, 1971, 1976; Kaes, 1968, 1976).
Третий подход. Это научное течение рассматривает представление как форму рассуждения и выводит его характеристики из дискурсивной практики субъекта, соотнесенного с каким-то местом в обществе. Социальные свойства представления вытекают из ситуаций общения, социальной принадлежности говорящих и цели высказывания (Lipiansky, 1979; Windisch, 1978, 1982).
|
|
Четвертый подход. При этом подходе рассматривается социальная практика субъекта. Он — социальное действующее лицо, вписанное в определенную социальную позицию, занимающее какое-то место в обществе. При этом субъект создает представление, которое отражает институциональные нормы, вытекающие из его позиции или из идеологии, связанной с занимаемым им местом (Gilly, 1980; Plon, 1972).
Пятый подход. С этой точки зрения динамика представлений определяется проявлениями межгрупповых отношений. Развитие взаимоотношений групп изменяет направленность представлений, которые члены группы имеют о себе, о своей группе и о других группах и о их членах. Таким образом мобилизуется репрезентативная деятельность, имеющая целью регулировать, предвосхищать и обосновывать социальные отношения, устанавливаемые этими процессами (Di Giacomo, 1980; Doise, 1972, 1979).
Наконец, последняя перспектива, более связанная с социологией, отводит субъекту роль носителя социальных детерминаций, основы репрезентативной деятельности при воспроизводстве социально установленных схем мышления, видения действительности, структурированного господствующими идеологиями, или *е деятельности по аналогическому удвоению социальных отношений (Boltan-% 1971; Bourdieu, 1980; Matre, 1975; Robert, Faugeron, 1978).
Эти подходы встречаются, а иногда и совпадают внутри области изучения социальных представлений. Эта область уже была предметом обсуждения в обзорах Или комментариях, посвященных тенденциям и методам исследований (Codol, 1979; Farr, 1977, 1979; Herzlich, 1972; Jaspars, 1979; Jodelet, 1982; Malrieu, 1977).
Развитие исследований позволяет выделить несколько ключевых секторов: социальное общение, распространение и усвоение знаний (Ackermann, 1963,1966; Roqueplo, 1974; Schiele, 1982; Verges, 1982); область воспитания (Gilly, 1980; Gorin, 1980; Perret-Clermont, 1976); генезис представлений (Deschamps, Doise, 1975; Chombart de Lauwe, 1979); образование в группах (Kaes, 1976; Vacheret, 1982); Концепции физического и умственного здоровья, психической и биологической
lyjcwianucnm; феномены, концепт и теория
В. Конструировать реальность, воплощать мысль 383
жизни (Fair, 1981; Herzlich, 1969; Jodelet, 1982, 1984; Palmonari, 1982); восприятие и использование пространства (Barjonet, 1980; Jodelet, 1982; Milgram, Jodelet, 1976. Pailhous, 1979) и т. д.
Эти различные подходы и исследования репрезентативных феноменов затрагивают два вопроса, лежащих в основе теории: как социальное участвует в психологической переработке, что и создает социальное представление, и как эта психологическая работа действует в социальном?