Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Юриспруденция».

Курс «Правоохранительные органы» по своему характеру вводный, введение в будущую профессию «Юриста». Он создает основу для освоения других дисциплин юриспруденции, знакомит обучающихся со сферой их будущей юридической деятельности.

Дисциплина “Правоохранительные органы” дает общую исходную информацию о правоохранительной деятельности и тех государственных и негосударственных учреждениях, которые призваны осуществлять эту деятельность. Предметдисциплины «Правоохранительные органы» можно определить как отрасль знаний об основах организации и направлениях деятельности органов и организаций, обеспечивающих правоохрану, их месте в государственно-правовых институтах, взаимодействии между собой и с иными органами государства.

Дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана с другими учебными дис­циплинами ООП. Наиболее тесна связь курса “Правоохранительные органы” с Конституционным правом России, которое является базовым для правоохранительной деятельности. Конституционное право устанавливает основные руководящие положения для таких функций правоохранительных органов, как конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор. В конституционном праве формируются цели и задачи правоохранительной деятельности, определяются основные полномочия правоохранительных органов, права и обязанности других субъектов правоохранительной деятельности.

Связь Административного права с курсом о правоохранительных органах заключается, прежде всего, в том, что оно изучает деятельность органов государственного управления, в рамках которого выполняются многие правоохранительные функции, включая противодействие преступности и иным правонарушениям. Кроме того, правоохранительные органы широко применяют нормы административного права, например, при обеспечении порядка, безопасности дорожного движения, охраны природных заповедников.

В тесной связи с рассматриваемым курсом находятся такие отрасли права, как гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное и уголовно-процессуальное. Они регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют соответствующие права и обязанности субъектов процессуальной деятельности. Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства дознания и предварительного следствия, права подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, других лиц, оказавшихся в сфере уголовного процесса.

Курс “Прокурорский надзор” тесно связан не только с выполнением данной правоохранительной функции, но и с деятельностью других пра­воохранительных органов. В нем определяются формы и методы осуществления прокурорского надзора, в том числе и за законностью выполнения другими правоохранительными органами возложенных на них функций. Этим курсом существенно углубляются знания студентов о прокуратуре, играющей ведущую роль в правоохранительной деятельности.

Нормы гражданского и уголовного права широко применяются правоохранительными органами при определении признаков правонарушений, позволяющих делать вывод о наличии или отсутствии последних, о наступлении или ненаступлении соответственно гражданской или уголовной ответственности, о мерах воздействия или наказании, о возмещении ущерба, причиненного правонарушением.

Другие отрасли права, например земельное, водное, воздушное, таможенное, как и ряд норм международного права, также связаны с деятельностью правоохранительных органов соответственно: при разрешении земельных споров; при расследовании преступлений, совершенных на водном или воздушном транспорте, при пересечении границы; при заключении конвенций и соглашений о международном сотрудничестве в борьбе с преступностью; при выполнении поручений органов следствия и судов зарубежных государств или при выдаче преступников.

«Теория государства и права» также влияет на деятельность правоохранительных органов своими рекомендациями об основополагающих понятиях, применяемых в правоохранительной деятельности, например, о применении права, о соотношении права и закона, права и судебной практики, о правосудии.

Существенна связь криминологии и судебной статистики с правоохранительной деятельностью. Криминология дает инструментарий и позволяет с использованием данных судебной статистики анализировать состояние преступности и всех правонарушений, разрабатывать меры их предупреждения, готовить прогнозы преступности, изучать личность преступников для подготовки рекомендаций по перевоспитанию правонарушителей.

Данные криминалистики широко используются правоохранитель­ными органами при раскрытии и расследовании преступлений. Рекомендации криминалистики по методике и тактике следственных действий широко приме­няются в борьбе с преступностью. Криминалистическая техника служит повышению эффективности следственных действий и оперативно-розыскных мер.

Таким образом, рассмотрение соотношения курса “Правоохранительные органы” с другими юридическими дисциплинами и отраслями специальных зна­ний убедительно показывает его тесную связь с другими учебными дис­циплинами, а также разнообразие способов сочетания и проникновения норм различных отраслей права и специальных знаний в правоохранительную дея­тельность.

Условно курс можно разделить на общую и особенную части.

В общей части освещаются такие вопросы, как само понятие правоохранительной деятельности и правоохранительного органа, понятие судебной власти, законодательные источники курса.

В особенной части рассматриваются темы, касающиеся конкретной организации и деятельности того или иного правоохранительного органа: законодательство об устройстве, организации, компетенции судов, прокуратуры, органов расследования и раскрытия преступлений, адвокатуры, нотариата и других правоохранительных органов РФ, занимающихся правоохранительной и правоприменительной деятельностью, а также правовой статус судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов и других должностных лиц, что позволяет обучающимся в дальнейшем лучше понять и освоить знания по применению уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права, а также успешно пройти все предусмотренные учебным планом практики.

Лекции составляют основу теоретической подготовки. Они отражают актуальные вопросы теории и практики, современные достижения науки, а также способствуют развитию творческого мышления студентов.

На семинары выносятся ключевые вопросы, необходимые для понимания основного содержания темы, конкретизируются и систематизируются знания по данной дисциплине, а также вырабатывается методика рассмотрения и изложения сложных вопросов.

Проверка знаний обучающихся по дисциплине осуществляется на протяжении всего периода обучения путем проведения текущего и итогового контроля. Текущий контроль проводится на занятиях и позволяет установить, насколько прочно усвоены обучаемыми отдельные темы дисциплины.

Итоговый контроль проводится в виде экзамена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: