Практичне заняття 7

Сложносочиненные предложения

План:

1. Средства связи предикативных частей в сложносочиненном предложении (сочинительные союзы, синтаксически специализированные («полусоюзные») слова, типизированное лексическое наполнение частей, потенциальный количественный состав, наличие общего второстепенного члена, неполнота состава одной из частей сложносочиненного предложения и др.).

2. Открытость/закрытость, гибкость/негибкость структуры сложносочиненных предложений.

3. Сложносочиненные предложения открытой структуры: соединительные (одновременности, временной последовательности), разделительные (чередования, взаимоисключения).

4. Структурно-семантические типы сложносочиненных предложений закрытой структуры. Особенности функционирования в их составе сочинительных союзов и других средств сочинительной связи.

Задание: выпишите из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» по

два примера на каждую разновидность сложносочиненных предложений

открытой и закрытой структуры.

Литература:

1. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1956.

2. Русская грамматика. - М., 1980. - Т. 2.

3. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. - М., 1980.

4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1997.

5. Крылова О.А., Максимов Л.Ю., Ширяев Е.Н. Современный русский язык.

6. Теоретический курс. Синтаксис и пунктуация. - М., 1997.

Практичне заняття 8.

Сложноподчиненные предложения

План:

1. Средства связи предикативных частей сложноподчиненного предложения (подчинительные союзы, союзные слова, коррелятивные пары, опорные слова в главной части, роль антецедентов, позиция придаточной части и др.).

2. Принципы классификации сложноподчиненных предложений. Нерасчлененность/расчлененность структуры сложноподчиненных предложений.

3. Типы сложноподчиненных предложений нерасчлененной структуры

4. Типы сложноподчиненных предложений расчлененной структуры.

5. Различия средств связи в предложениях нерасчлененной и расчлененной структуры (асемантические и семантические союзы и др.).

Задание: выведите значение сложноподчиненного предложения из

структурной схемы. Составьте по 2 предложения на каждую схему.

Сформулируйте признаки нерасчлененности / расчлененности структуры

сложноподчиненного предложения (схемы прилагаются в бумажном варианте занятия).

Практичне заняття 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: