Теория социальной работы

Вопрос 1. Социальная работа как наука и учебная дисциплина.

Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества

Теория социальной работы – наука о личностных проблемах и методах их разрешения. Личностные проблемы как разновидность социальных проблем. Методы разрешения социальных проблем как предмет научного исследования. Специфика социальной работы. Социальная группа как объект социальной работы.

Особенности теории социальной работы как научной дисциплины, её связь с другими науками. Интегративный характер системы знаний в теории социальной работы. Целевая установка учебной дисциплины и её значение. Содержание профессиональной подготовки социальных работников. Единство теории и практики – основополагающий принцип подготовки социального работника. Многосубъектность социальной работы. Уровни социальной работы: индивидуально-личностный, социально-групповой и общественный.

Сферы распространения социальной работы. Взаимоотношения социальных работников и других субъектов социальной работы. Функции социальной работы.

Вопрос 2. Предмет и задачи социальной работы.

Основные категории социальной работы

Определение предмета социальной работы. Общественные отношения как источник социальных проблем. Социальные проблемы как предмет социальной работы. Понятие «клиент» в социальной работе.

Основные цели социальной работы, определённые Международной ассоциацией социальных работников. Содействие людям в раскрытии и применении их способностей, увеличение степени самостоятельности и ответственности индивидов, представительство и защита интересов клиентов, помощь в кризисных ситуациях, создание благоприятных условий для жизнедеятельности человека. Многообразие задач социальной работы. Задачи диагностики социальных и личностных проблем. Задачи социальной профилактики. Задачи социального обеспечения и оказания социальной помощи. Задачи социального обслуживания клиентов, их консультирования и социального страхования. Задачи социальной адаптации, реабилитации и терапии. Задачи осуществления социального надзора и обеспечения социального попечительства. Задачи социального проектирования и экспертизы социальных проектов, решений государственных органов по социальным вопросам. Задачи осуществления посредничества между клиентами и организациями, специалистами. Задачи рекламы и пропаганды, наставничества и подвижничества. Задачи инновационной деятельности социальных работников. Актуализация задач социальной работы в современных условиях. Переходные процессы и обострение социальных проблем.

Вопрос 3. Основные теоретические концепции социальной работы

Психолого-ориентированные теории. Социолого-ориентированные теории. Комплексные теории социальной работы. Вариативность моделей социальной работы. Теории и модели как основа практической деятельности социального работника. Социальный работник и социальный педагог, социальный работник и психолог.

Вопрос 4. Закономерности и принципы социальной работы

Сущность и характер закономерностей социальной работы. Закономерности социальной работы, их определение и специфика проявления. Основные закономерности функционирования и развития органов социальной работы: непротиворечивость функций, взаимодействие интересов, единство и независимость интересов, социальная направленность ответственности, соответствие полномочий и ответственности, прав и обязанностей. Закономерности взаимодействия субъекта и объекта социальной работы: соответствие интересов, целостность воздействия, реализация общих интересов через частные, соответствие уровня развития и количественно-качественных свойств.

Система принципов социальной работы. Связь принципов с закономерностями социальной работы. Понятие и классификация принципов социальной работы. Характеристика основных принципов социальной работы: социально-политических, организационных и психолого-педагогических. Значение принципов для практики социальной работы.

Вопрос 5.Основные направления социальной работы с людьми

с ограниченными возможностями и ее нормативно-правовая база

Здоровье как личностная и социальная ценность. Понятие здоровье. Основные показатели здоровья. Характерные тенденции в динамике показателей здоровья населения. Важнейшие социальные факторы здоровья населения.

Модели инвалидности. Социальная и психологическая реабилитация в учреждениях здравоохранения и по месту жительства. Социальная помощь инвалидам. Понятие физических и психических недостатков.

Ограничение жизнедеятельности человека как социальная проблема. Изменение социального статуса человека при инвалидности: прекращение или ограничение трудовой и общественной деятельности, трансформация ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытание затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям. Проблемы социальной реабилитации и помощи инвалидам. Динамика инвалидности в обществе и её причины. Группы инвалидности и их статус. Проблемы медико-социальной помощи. Социальный статус и самооценка инвалида. Профессионально-трудовая и социально-бытовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста. Проблемы духовного развития инвалидов и их социальной интеграции в общественную деятельность. Медико-социальная экспертиза состояния инвалидности и роль социальных работников в защите прав инвалидов.

Содержание и принципы стратегии социальной защиты инвалидов. Деятельность общественных организаций инвалидов. Основные направления социальной политики государства в отношении инвалидов, её соответствие «Всемирной программе действий в отношении инвалидов и престарелых», принятой ООН. Правительственные меры по улучшению социального обслуживания инвалидов. Система учреждений социальной реабилитации инвалидов. Службы социального патронажа инвалидов. Проблемы совершенствования деятельности социальных служб и учреждений содержания и реабилитации инвалидов.

Вопрос 6. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

Содержание и значение социальной работы с осужденными к лишению свободы. Лишение свободы как кара и крайняя мера защиты общества от лиц, совершивших социально опасное преступление. Социально-воспитательная цель изоляции осужденных. Общественная значимость социальной работы с осужденными. Система исправительно-трудовых учреждений (ИТУ), их основные функции, типы и условия отбывания наказания. Регламентация жизнедеятельности осужденных как основное средство их воспитания и перевоспитания. Формы и методы организации труда осужденных и его воспитательное значение. Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. Самодеятельные организации и самоуправление в местах лишения свободы. Эффективность социальной работы и причины её недостаточности. Административная и неформальная структура власти и специфика их влияния на социальное поведение осужденных.

Социальная и коммуникативная среда бывших заключенных. Состояние рецидивной преступности. Жизненные проблемы бывших осужденных. Роль социального работника и социальных служб в решении проблем трудоустройства и профессионального самоутверждения бывших осужденных, их социально-бытовой и социально-психологической реабилитации. Социальная помощь бывшим осужденным в преодолении факторов, тормозящих процесс социальной адаптации: негативного общественного мнения, коммуникативного отчуждения, влияния преступных групп. Категории бывших заключенных и типы их социального поведения. Жизненный путь бывших заключенных. Дома-интернаты для бывших заключенных. Индивидуальная профилактическая работа с бывшими осужденными. Международный опыт социальной работы с бывшими осужденными и возможность его практического использования в наших условиях.

Вопрос 7. Бедность как социальная проблема: причины, формы, критерии

оказания социальной помощи

Подходы к пониманию бедности. Показатели материальной обеспеченности людей. Формы бедности. Современное нищенство. Содержание понятий «прожиточный минимум», «потребительская корзина», «минимальный потребительский бюджет». Государственная социальная политика и региональные социальные программы по преодолению бедности. Формы и методы социальной работы по повышению жизненного уровня малообеспеченных групп населения.

Вопрос 8. Миграционные процессы в обществе и проблемы социальной работы. Миграционная политика государства

Характеристика миграционных процессов в обществе и их социальные последствия. Сущность миграционных процессов и их типы: добровольная, вынужденная, насильственная, временная, потенциальная. Эмиграция и иммиграция. Динамика миграционных процессов в обществе. Социально-политические причины миграции населения. Социально-экономические причины. Экологические, социокультурные и семейно-бытовые факторы миграции. Влияние структурных изменений в общественном производстве и перехода к рыночным отношениям в экономике на миграционные процессы. Противоречивость социальных последствий миграционных процессов.

Миграция как фактор рациональности размещения производительных сил общества, динамичности и мобильности социальной системы. Миграция как проявление процессов социального, национального самоопределения и самоутверждения групп и слоев населения. Негативное влияние миграции на социально-экономический баланс в регионе, на кадровое равновесие в структуре общественного производства, на устойчивость традиционных производственных и социокультурных связей, на маргинальные процессы и социальную напряженность. «Вымирание» деревни. Рост социальной напряженности. Нежелательные последствия эмиграции. Мотивы миграции. Основные проблемы социальной работы с мигрантами.

Миграционная политика государства и механизм её реализации. Роль и место социальных служб в оказании помощи мигрантам. Общественные организации и фонды социальной помощи переселенцам. Религиозные благотворительные общества. Анализ и прогнозирование миграционных процессов государственными и региональными органами социальной защиты населения. Медико-психологическая помощь мигрантам в преодолении стрессогенных факторов. Социальная работа по решению правовых, социально-экономических и семейно-бытовых проблем переселенцев. Консультационная и психотерапевтическая помощь в адаптации к непривычному образу жизни. Координирующие и диспетчерские функции социальной работы с мигрантами. Опыт работы с мигрантами в странах Западной Европы и США и возможность его использования в условиях России. Будущие иммиграционные службы: их функции и задачи.

Вынужденная миграция как социальный феномен. Состояние и динамика вынужденной миграции. Причины вынужденной миграции. Межэтнические конфликты и беженцы, и вынужденные переселенцы. Проблема определения правового статуса беженца и вынужденного переселенца. Права беженцев и гарантии их обеспечения. Служба работы с беженцами. Проблемы трудоустройства беженцев и их социального обслуживания. Вероятность социальной напряженности. Проблемы социально-психологической адаптации беженцев к новой социально-экологической среде.

Бродяжничество как социальная аномалия. Суть и признаки образа жизни и деятельности бродяг. Причины бродяжничества: демографические, экономические, социальные, психологические, бытовые; источники пополнения. Система прописки и бродяжничество. Переход к рыночной экономике как фактор, стимулирующий бродяжничество. Бродяжничество как потенциальный фактор девиантного поведения личности. Распространенность и причины детского бродяжничества. Правонарушение несовершеннолетних как одно из следствий бродяжничества.

Социальная работа по профилактике и терапии бродяжничества. Содействие и помощь в трудоустройстве и предоставлении жилья, формирования новых референтных групп. Выработка рекомендаций и предложений для органов власти и управления по сокращению масштабов бродяжничества. Психотерапевтическая и консультативная индивидуальная работа по реадаптации и формированию новой мотивационной структуры. Социальная помощь бывшим осужденным, бездомным, одиноким безработным и другим категориям «группы риска» в критической самооценке поведения и выборе новой референтной группы. Проблемы снижения бродяжничества в условиях перехода к рыночной экономике.

Вопрос 9. Социальные проблемы молодежи.

Задачи социальной работы с молодежью

Специфика молодежи как особой социально-демографической группы населения. Возрастные границы молодости и основные этапы приобретения социального статуса молодежью. Факторы социализации молодежи: семья, школа, трудовой коллектив. Общество сверстников, молодежные организации, неформальные группы и сообщества, средства массовой коммуникации. Критерии социальной зрелости молодежи.

Проблемы социального и профессионального самоопределения молодежи. Научно-технический прогресс и повышение роли молодежи в общественно-политической и культурной жизни. Эволюция ценностной ориентации современной молодежи: индивидуализации форм жизни, усиление потребности самоутверждения, размытость идеалов и образцов для подражания, трансформация мотивационной основы поведения. Проблемы реализации права на образование, выбора профессии. Специфика профессиональной, социально-организационной и психологической адаптации молодежи на производстве. Проблемы профессионального самоутверждения и деловой карьеры молодежи.

Снижение престижа воинской службы и эволюция отношения молодежи к воинской обязанности.

Семейно-бытовые проблемы молодежи. Брак и семья в структуре ценностных ориентаций молодежи. Жилищно-бытовые условия молодых семей и проблемы их улучшения. Состояние и проблемы организации досуга молодежи.

Структура и задачи социальной службы для молодежи. Актуальность формирования государственной молодежной политики. Принципы и основные направления молодежной политики. Концептуальный подход к развитию государственно-общественной системы социальной службы для молодежи. Структура, полномочия, правовой статус учреждений (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЭКОСОС) по содержанию и организации социальной службы для молодежи. Возможности использования мирового опыта социальной службы для молодежи в условиях России. Концепции и мировой опыт деятельности социальной службы для молодежи: концепция «заботы и надзора», концепция «преодоление отклонений в молодежной среде», концепция «поддержки самопомощи граждан».

Вопрос 10. Социальное обслуживание населения

и его нормативно-правовая база

Закон РФ об основах социального обслуживания населения. Принципы и задачи социального обслуживания, виды социального обслуживания населения. Понятие «государственного стандарта» в социальном обслуживании. Качество социальных услуг: факторы, критерии и основные характеристики. Характеристика содержания деятельности различных социальных учреждений (на основе выделения различных групп клиентов).

Вопрос 11. Занятость населения как социальная проблема.

Государственная политика в области занятости населения

Концепция занятости трудоспособного населения в социально-ориентированной экономике. Проблемы рационального распределения трудоспособного населения по сферам общественно полезной деятельности и оптимальной занятости населения. Критерии отнесения граждан к категории безработных. Переход к рыночной экономике и динамика безработицы. Взаимосвязь изменений на рынке труда с ценностными ориентирами общества. Требования рынка к труду и программа занятости.

Безработица и проблемы социальной работы. Виды безработицы и её динамика в обществе. Факторы, обостряющие напряженность в сфере занятости. Безработица и социальная дезадаптация человека. Социально-психологическая реакция людей на потерю работы и варианты их поведения. Роль социальных работников в моральной и материальной поддержке лиц, потерявших работу. Интерпретация понятия «подходящая работа». Оказание содействия в поиске подходящей работы, в повышении квалификации и профессиональной переподготовке, в реализации правовых гарантий материальной поддержки безработных, в создании специализированных рабочих мест для инвалидов и организации общественных работ.

Социальные службы для безработных. Значение государственных, коммерческих и общественных начал в решении вопросов занятости. Проблема информированности о деятельности социальных служб.

Зарубежный опыт социальной работы с безработными. Социальная проблема безработицы за рубежом. Международная правовая база по проблемам занятости. Общие подходы к социальной работе с безработными: содержание и основные формы.

Вопрос 12. Социальная работа с пожилыми людьми

и ее нормативно-правовая база

Ограничение жизнедеятельности человека как социальная проблема. Изменение социального статуса человека в старости: прекращение или ограничение трудовой и общественной деятельности, трансформация ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытание затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям. Проблемы социальной реабилитации и помощи престарелым. Проблемы медико-социальной помощи престарелым. Содержание и принципы стратегии социальной защиты престарелых. Деятельность общественных организаций.

Основные направления социальной политики государства в отношении пожилых. Правительственные меры по улучшению социального обслуживания инвалидов и престарелых. Система учреждений социальной защиты и реабилитации пожилых. Службы социального патронажа пожилых людей. Проблемы совершенствования деятельности социальных служб и учреждений содержания и реабилитации престарелых.

Вопрос 13. Сиротство как социальная проблема.

Особенности социализации и жизнеустройства сирот

Понятия «сиротство, лишенные родительского попечительства». Причины сиротства. Дети-инвалиды как реальные и потенциальные сироты. Динамика сиротства и её факторы. Государственная система поддержания и воспитания детей-сирот. Состояние физического и психического здоровья детей сирот. Социальная депривация детей-сирот. Состояние воспитательной работы в интернатных учреждениях. Тенденция иждивенчества и инфантилизма. Психологические аспекты воспитания детей в интернатных учреждениях. Проблемы трудового воспитания детей в интернатных учреждениях и пути ее решения. Проблема «открытости» интернатных учреждений. Состояние и динамика усыновления детей-сирот. Дети-сироты и общественное мнение.

Меры предупреждения детского сиротства. Социальные льготы и помощь матерям-одиночкам. Совершенствование системы попечительства и шефства. Роль местных органов власти в решении проблемы детей-сирот. Привлечение общественного мнения к интернатным учреждениям. Совершенствование форм и методов психолого-педагогической работы в интернатных учреждениях. Создание семейных детских домов.

Вопрос 14. Социальная работа в образовании.

Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы; педагогические требования к личности и деятельности социального работника.

Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания, здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов.

Содержание и методика педагогической работы в специальных дошкольных и школьных учреждениях, в центрах помощи семье и детям, учреждениях социальной и трудовой реабилитации по месту жительства, с различными группами населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: