Вариант 1. МЕТОДИКА «СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Цель: диагностика стиля взаимодействия в группе
Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.
Инструкция
Перед вами 20 утверждений. Оцените по 5-балльной шкале, как часто (5 – наиболее часто) интересующий вас человек поступает тем или иным образом при взаимодействии с другими людьми, или сделайте анализ своих действий в процессе делового взаимодействия.
№ п/п Действия | Баллы |
1. Указывает, что надо делать 2. Выслушивает мнения других 3. Дает возможность другим участвовать в принятии решения 4. Дает возможность другим действовать самостоятельно 5. Настойчиво объясняет, как надо что-либо сделать 6. Учит других, как надо работать 7. Советуется с другими 8. Не мешает другим работать 9. Указывает, когда надо делать работу 10. Учитывает успехи других 11. Поддерживает инициативу 12. Не вмешивается в процесс определения целей деятельности другими 13. Требует, чтобы работали по образцу 14. Иногда дает возможность другим принимать участие в обдумывании проблемы 15. Внимательно выслушивает собеседников 16. Если вмешивается в дела других, то по-деловому 17. Не разделяет мнения других 18. Прилагает усилия с целью улаживания разногласий 19. Старается привлечь других к улаживанию разногласий 20. Считает, по каждый должен применять свой талант как может |
Ключ
|
|
Действия 1, 5, 9, 13, 17 указывают на приверженность ДИРЕКТИВНОМУ СТИЛЮ.
Действия 3, 7, 11, 15, 19 означают приверженность КОЛЛЕГИАЛЬНОМУ СТИЛЮ.
Действия 4, 8, 12, 16, 20 являются индикаторами невмешательства в действия других людей, что присуще ПОПУСТИТЕЛЬСКОМУ СТИЛЮ.
Действия 2, 6, 10, 14, 18 – приверженность ДЕЛОВОМУ СТИЛЮ.
Примечание:Если вы набрали 20 и более баллов, то какой-то из стилей превалирует. Если в сумме по всем показателям вы набрали 70-80 баллов, то вы направлены на взаимодействие с другими людьми, если 30-40 баллов – то вы пассивны в групповой деятельности.
По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях стиля взаимодействия в группе учащихся.
Вариант 2. МЕТОДИКА С. МАРЛОУ-КРАУН «ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В ОДОБРЕНИИ» (МОДИФИКАЦИЯ Ю.Л. ХАНИНА)
Цель: диагностика потребности в одобрении
Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько соответствуют Вам приведенные высказывания:
Текст опросника
1. Я внимательно читаю документ, прежде чем его подписываю.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как и в ресторане.
5. Я никогда не испытываю ни к кому сильных симпатий.
|
|
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумывал вескую причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, что я пользовался оплошностью человека. 11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказываемое мнение противоположно моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
17. Были случаи, когда я действительно завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбами.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили их по заслугам.
20. Яникогда никому с умыслом не говорил неприятных вещей.
Ключ
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Баллы присваиваются за ответ «да» по следующим позициям: 1—5, 8, 11, 14—16, 20, и за ответ «нет» — по позициям 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17'—19.
Общий итоговый показатель потребности в одобрении получают суммированием всех полученных баллов. Чем выше эта потребность в одобрении других., тем больше поведение испытуемого, по крайней мере, на вербальном уровне, соответствует одобряемому образцу. Такие люди не возражают против неинтересной работы, сдерживают свои агрессивные реакции, в целом более конформны, податливы социальным воздействиям. У них имеется повышенная потребность в общении.
Потребность в одобрении показывает степень зависимости субъекта от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость и чувствительность к межличностным влияниям и влияниям среды.
Высокие показатели отражают привычный стиль реагирования, а также особенности ожиданий субъекта в ситуации оценки со стороны других.
Суммарный показатель: 10—12 баллов — средний уровень потребности одобрения, ниже 10 баллов — низкий уровень этой потребности, 13 баллов и выше — высокий уровень потребности.
Низкий суммарный показатель свидетельствует о том, что собственные убеждения дороже, а также о независимости субъекта от группы. Они конфликтны и не податливы социальному влиянию, не стремятся походить на образец.
По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях потребности в одобрении в группе учащихся.
Вариант 3. МЕТОДИКА Л.Н. ЛУТОШКИНА «ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА»
Цель: диагностика социально-психологического климата в группе.
Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе. Прочитайте сначала текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
Оценки:
3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойства проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
№ | Свойства психологического климата | -1 | -2 | -3 | Свойства психологического климата | ||||
Преобладает доброе и жизнерадостное настроение | Преобладает подавленный и пессимистический тон. | ||||||||
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии. | Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия. | ||||||||
№ | Свойства психологического климата | -1 | -2 | -3 | Свойства психологического климата | ||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание. | Группировки конфликтуют между собой. | ||||||||
Членам коллектива нравиться быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить время. | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению. | ||||||||
Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживания, участие всех членов коллектива. | Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, иногда вызывают зависть или злорадство. | ||||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми намерениями. | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов. | ||||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям остальных. | ||||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, и все за одного». | В трудных случаях коллектив «раскисает», проявляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения. | ||||||||
Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные. | Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у его отдельных представителей. | ||||||||
Коллектив доброжелательно относится к новым членам, стремиться помочь им освоиться. | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним проявляют враждебность. | ||||||||
Коллектив активен, полон энергии. | Коллектив пассивен, инертен. | ||||||||
№ | Свойства психологического климата | -1 | -2 | -3 | Свойства психологического климата | ||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело. | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только об собственных интересах. | ||||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддержка слабых, их защита. | Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», презрительное отношение к слабым. | ||||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители. | К похвалам и поощрениям здесь относятся равнодушно. |
Ключ
|
|
|
|
Обработка результатов осуществляется в несколько этапов.
1. Необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
2. Все цифры, полученные после обработки, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:
+22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата;
8-22 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата;
0-8 – низкая степень (незначительная) благоприятности;
0-(-8) – начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
(-8)-(-10) – средняя неблагоприятность;
(-10) и ниже – сильная неблагоприятность.
Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).
По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях социально- психологического климата в группе учащихся.
Вариант 4. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ (ОПРОСНИК ТОМАСА)
Цель: исследование особенностей поведения в конфликте.
Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.
Инструкция: Вам предлагается с помощью опросника Томаса определить, характерные лично для вас, особенности поведения в конфликтной ситуации.
Для того чтобы выяснить, к какому стилю Вы наиболее склонны, необходимо, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний - А и Б, выбрать то из них, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании. Иногда выбор сделать трудно, но всё равно необходимо. Долго думать не следует.
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение
Б. Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов: и другого человека, и моих собственных
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
Б. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение
Б. Я стараюсь не задеть чувств другого человека
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого
Б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости
6. А. Я пытаюсь избежать неприятности для себя
Б. Я стараюсь добиться своего
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно
Б. Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
Б. Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы
9. А. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего
10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение
11. А. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы
Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры
Б. Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы всё было сделано по-моему
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов
15. А. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения
Б. Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого
Б. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции
17. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
Б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём
Б. Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу
19. А. Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы
Б. Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих
21. А. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека
Б. Я отстаиваю свою позицию
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу
Б. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс
25. А. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого
26. А. Я обычно предлагаю среднюю позицию
Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас
27. А. Зачастую стремлюсь избежать споров
Б. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого
29. А. Я предлагаю среднюю позицию
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого
Б. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха
Для того чтобы выяснить, какие стили поведения в конфликтной ситуации (и в какой степени) характерны лично для Вас, необходимо обработать свои ответы, используя следующий "ключ", начисляя по одному баллу за каждое совпадение:
Ø стиль "соперничество": 3 А, 6 Б, 8 А, 9 Б, 10 А, 13 Б, 14 Б, 16 Б, 17 А, 22 Б, 25 А, 28 А;
Ø стиль "сотрудничество": 2 Б, 5 А, 8 Б, 11 А, 14 А, 19 А, 20 А, 21 Б, 23 А, 26 Б, 28 Б, 30 Б;
Ø стиль "компромисс": 2 А, 4 А, 7 Б, 10 Б, 12 Б, 13 А, 18 Б, 20 Б, 22 А, 24 Б, 26 А, 29 А;
Ø стиль "уклонение": 1 А, 5 Б, 6 А, 7 А, 9 А, 12 А, 15 Б, 17 Б, 19 Б, 23 Б, 27 А, 29 Б;
Ø стиль "приспособление (уступка)": 1 Б, 3 Б, 4 Б, 11 Б, 15 А, 16 А, 18 А, 21 А, 24 А, 25 Б, 27 Б, 30 А.