Методики изучения межличностных отношений и социально-психологического климата в группе

Вариант 1. МЕТОДИКА «СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Цель: диагностика стиля взаимодействия в группе

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция

Перед вами 20 утверждений. Оцените по 5-балльной шкале, как часто (5 – наиболее часто) интересующий вас человек поступает тем или иным образом при взаимодействии с другими людьми, или сделайте анализ своих действий в процессе делового взаимодействия.

№ п/п Действия Баллы
1. Указывает, что надо делать 2. Выслушивает мнения других 3. Дает возможность другим участвовать в принятии решения 4. Дает возможность другим действовать самостоятельно 5. Настойчиво объясняет, как надо что-либо сделать 6. Учит других, как надо работать 7. Советуется с другими 8. Не мешает другим работать 9. Указывает, когда надо делать работу 10. Учитывает успехи других 11. Поддерживает инициативу 12. Не вмешивается в процесс определения целей деятельности другими 13. Требует, чтобы работали по образцу 14. Иногда дает возможность другим принимать участие в обдумывании проблемы 15. Внимательно выслушивает собеседников 16. Если вмешивается в дела других, то по-деловому 17. Не разделяет мнения других 18. Прилагает усилия с целью улаживания разногласий 19. Старается привлечь других к улаживанию разногласий 20. Считает, по каждый должен применять свой талант как может  

Ключ

Действия 1, 5, 9, 13, 17 указывают на приверженность ДИРЕКТИВНОМУ СТИЛЮ.

Действия 3, 7, 11, 15, 19 означают приверженность КОЛЛЕГИАЛЬНОМУ СТИЛЮ.

Действия 4, 8, 12, 16, 20 являются индикаторами невмешательства в действия других людей, что присуще ПОПУСТИТЕЛЬСКОМУ СТИЛЮ.

Действия 2, 6, 10, 14, 18 – приверженность ДЕЛОВОМУ СТИЛЮ.

Примечание:Если вы набрали 20 и более баллов, то какой-то из стилей превалирует. Если в сумме по всем показателям вы набрали 70-80 баллов, то вы направлены на взаимодействие с другими людьми, если 30-40 баллов – то вы пассивны в групповой деятельности.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях стиля взаимодействия в группе учащихся.

Вариант 2. МЕТОДИКА С. МАРЛОУ-КРАУН «ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В ОДОБРЕНИИ» (МОДИФИКАЦИЯ Ю.Л. ХАНИНА)

Цель: диагностика потребности в одобрении

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько соответствуют Вам приведенные высказывания:

Текст опросника

1. Я внимательно читаю документ, прежде чем его подписываю.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом так же, как и в ресторане.

5. Я никогда не испытываю ни к кому сильных симпатий.

6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. Был случай, когда я придумывал вескую причину, чтобы оправдаться.

10. Случалось, что я пользовался оплошностью человека. 11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

15. У меня никогда не возникает досады, когда высказываемое мнение противоположно мо­ему.

16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.

17. Были случаи, когда я действительно завидовал удаче других.

18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбами.

19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили их по заслугам.

20. Яникогда никому с умыслом не говорил неприятных вещей.

Ключ

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Баллы присваиваются за ответ «да» по следующим позициям: 1—5, 8, 11, 14—16, 20, и за ответ «нет» — по позициям 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17'—19.

Общий итоговый показатель потребности в одобрении получают сумми­рованием всех полученных баллов. Чем выше эта потребность в одобрении других., тем больше поведение испытуемого, по крайней мере, на вербальном уровне, со­ответствует одобряемому образцу. Такие люди не возражают против неинте­ресной работы, сдерживают свои агрессивные реакции, в целом более кон­формны, податливы социальным воздействиям. У них имеется повышенная потребность в общении.

Потребность в одобрении показывает степень зависимости субъекта от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость и чувствительность к меж­личностным влияниям и влияниям среды.

Высокие показатели отражают привычный стиль реагирования, а также особенности ожиданий субъекта в ситуации оценки со стороны других.

Суммарный показатель: 10—12 баллов — средний уровень потребности одобрения, ниже 10 баллов — низкий уровень этой потребности, 13 баллов и выше — высокий уровень потребности.

Низкий суммарный показатель свидетельствует о том, что собственные убеждения дороже, а также о независимости субъекта от группы. Они кон­фликтны и не податливы социальному влиянию, не стремятся походить на образец.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях потребности в одобрении в группе учащихся.

Вариант 3. МЕТОДИКА Л.Н. ЛУТОШКИНА «ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА»

Цель: диагностика социально-психологического климата в группе.

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе. Прочитайте сначала текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Оценки:

3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойства проявляется нередко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Свойства психологического климата         -1 -2 -3 Свойства психологического климата
  Преобладает доброе и жизнерадостное настроение               Преобладает подавленный и пессимистический тон.
  Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.               Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия.
Свойства психологического климата         -1 -2 -3 Свойства психологического климата
  В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание.               Группировки конфликтуют между собой.
  Членам коллектива нравиться быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить время.               Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению.
  Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживания, участие всех членов коллектива.               Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, иногда вызывают зависть или злорадство.
  Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми намерениями.               Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.
  Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.               В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям остальных.
  В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, и все за одного».               В трудных случаях коллектив «раскисает», проявляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения.
  Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные.               Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у его отдельных представителей.
  Коллектив доброжелательно относится к новым членам, стремиться помочь им освоиться.               Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним проявляют враждебность.
  Коллектив активен, полон энергии.               Коллектив пассивен, инертен.
Свойства психологического климата         -1 -2 -3 Свойства психологического климата
  Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело.               Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только об собственных интересах.
  В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддержка слабых, их защита.               Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», презрительное отношение к слабым.
  У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.               К похвалам и поощрениям здесь относятся равнодушно.

Ключ

Обработка результатов осуществляется в несколько этапов.

1. Необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

2. Все цифры, полученные после обработки, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:

+22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата;

8-22 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата;

0-8 – низкая степень (незначительная) благоприятности;

0-(-8) – начальная неблагоприятность социально-психологического климата;

(-8)-(-10) – средняя неблагоприятность;

(-10) и ниже – сильная неблагоприятность.

Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях социально- психологического климата в группе учащихся.

Вариант 4. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ (ОПРОСНИК ТОМАСА)

Цель: исследование особенностей поведения в конфликте.

Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.

Инструкция: Вам предлагается с помощью опросника Томаса определить, характерные лично для вас, особенности поведения в конфликтной ситуации.

Для того чтобы выяснить, к какому стилю Вы наиболее склонны, необходимо, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний - А и Б, выбрать то из них, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании. Иногда выбор сделать трудно, но всё равно необходимо. Долго думать не следует.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение

Б. Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов: и другого человека, и моих собственных

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Б. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение

Б. Я стараюсь не задеть чувств другого человека

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого

Б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости

6. А. Я пытаюсь избежать неприятности для себя

Б. Я стараюсь добиться своего

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно

Б. Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Б. Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

9. А. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего

10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение

11. А. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

Б. Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы всё было сделано по-моему

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов

15. А. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения

Б. Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого

Б. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции

17. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём

Б. Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу

19. А. Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

Б. Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих

21. А. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека

Б. Я отстаиваю свою позицию

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу

Б. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс

25. А. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого

26. А. Я обычно предлагаю среднюю позицию

Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас

27. А. Зачастую стремлюсь избежать споров

Б. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого

29. А. Я предлагаю среднюю позицию

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого

Б. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха

Для того чтобы выяснить, какие стили поведения в конфликтной ситуации (и в какой степени) характерны лично для Вас, необходимо обработать свои ответы, используя следующий "ключ", начисляя по одному баллу за каждое совпадение:

Ø стиль "соперничество": 3 А, 6 Б, 8 А, 9 Б, 10 А, 13 Б, 14 Б, 16 Б, 17 А, 22 Б, 25 А, 28 А;

Ø стиль "сотрудничество": 2 Б, 5 А, 8 Б, 11 А, 14 А, 19 А, 20 А, 21 Б, 23 А, 26 Б, 28 Б, 30 Б;

Ø стиль "компромисс": 2 А, 4 А, 7 Б, 10 Б, 12 Б, 13 А, 18 Б, 20 Б, 22 А, 24 Б, 26 А, 29 А;

Ø стиль "уклонение": 1 А, 5 Б, 6 А, 7 А, 9 А, 12 А, 15 Б, 17 Б, 19 Б, 23 Б, 27 А, 29 Б;

Ø стиль "приспособление (уступка)": 1 Б, 3 Б, 4 Б, 11 Б, 15 А, 16 А, 18 А, 21 А, 24 А, 25 Б, 27 Б, 30 А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: