В бюджетном кодексе РФ не дано определение бюджетного устройства. Это осложняет теоретический анализ системы бюджетных отношений в стране и ограничивает практические возможности формирования взвешенной бюджетной политики.
Бюджетное устройство- это основанное на правовых нормах организация системы взаимосвязей м/у звеньями бюджетной системы и м/у участниками бюджетного процесса. Каждое отдельно взятое государство имеет свое бюджетное устройство которое оприделяется формой государственного устройства страны. По степени распределения власти м/у центром и административно- территориальными образованиями государство подразделяются на унитарные и федеративные.
Унитарные- это единые государства состоящие лишь из административно- территориальных единиц(область, провинция, губерния). В таком государстве административные образования не имеют собственной государственности, в нем действует единая конституция, единые органы власти, централизованное управление(Великобритания, Италия, Япония, Франция)
|
|
Бюджетная система в унитарном государстве включают 2 уровня: государственный(центральный) бюджет и многочисленные местные бюджеты
Федеративое государство более сложное, чем унитарное по тому, как составные части такого государства(т.е. субъекты федерации) обладают некой политической и экономической самостоятельностью. На территории отдельных субъектов действуют свои собственные конституции. На ряду с федеральной системой законодательной, исполнительной, судебной власти существуют аналогичные органы гос власти субъектов федерации.
Одним из наиболее сложных вопросов при федеративном гос устройстве является разграничение предметов ведения и полномочий м/у федерацией и ее субъектами. Отсюда же возникает сложность во взаимоотношении федерации с субъектами. Федеративная форма гос устройства присуще таким странам, как Германия, США, Канада, Индия и др.
В федеративном государстве и бюджетная система более сложна и состоит из 3 уровней: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации(региональные) и местные бюджеты.
Федеративное устройство России закреплено в Конституции РФ. Основой бюджетного устройства в России является бюджетный федерализм.
Бюджетный федерализм- устройство бюджетной системы государства при котором каждый из уровней гос власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах, закрепленных за ним бюджетных полномочий. Термин бюджетный федерализм в мировой практике употребляется не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом, экономический аспект межбюджетных отношений. Основными принципами бюджетного федерализма являются:
|
|
1)равноправие всех субъектах федерации в их финансовых отношениях с центром
2)разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности м/у центром и субъектами федерации
3) самостоятельность бюджетов различных уровней
4)обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций.
5) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы.
6)наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачно и понятных методов регулирования бюджетов.
Для РФ с ее огромной территорией, федеративным устройством государства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов, исключительно важное значение имеет совершенствование модели бюджетного федерализма.
В последнее время в мире наметилась тенденция смешение характеристик различных государственных устройств и, соответственно, бюджетных систем. Т.е. характеристики присущие, например, унитарным государствам можно наблюдать в федеративном государстве и наоборот