Земельный налог

С 2006 г. перестает действовать Закон Российской Федерации № 1738-1 от 25 июля 1991 г. «О плате за землю» и земельный налог должен будет взиматься на основе главы Налогового кодекса «Земельный налог». В соответствии с Налоговым кодексом, налоговой базой при определении земельного налога должна являться кадастровая оценка земли. Такие изменения не позволяют при прогнозировании поступлений по земельному налогу поселений использовать данные по налоговой базе, которые использовались для исчисления земельного налога в соответствии с ФЗ «О плате за землю». Ориентироваться на отчетные данные по поступлениям земельного налога за 2004 г., как в случае с налогом на доходы физических лиц не следует, поскольку при новой системе исчисления налога и налоговые поступления могут существенно измениться.

Для расчета величины поступлений в бюджеты поселений по земельному налогу должны быть выполнены следующие действия:

1. установление налоговой базы (кадастровой стоимости) для отдельных земельных участков;

2. утверждение органами местного самоуправления конкретных размеров налоговых ставок;

3. формирование реестра землепользователей, облагаемых земельным налогом;

4. прогнозирование поступлений по земельному налогу и включение полученных данных в доходную часть бюджетов поселений (муниципальных районов) на очередной финансовый год.

Для подготовки бюджетов поселений на 2006 г., до установления кадастровой стоимости по каждого земельного участка, можно предложить следующий метод прогнозирования доходов бюджетов поселений по земельному налогу, используя данные по фактическим поступлениям этого налога в рамках ранее действовавших принципов определения земельного налога.

Предлагается сделать выборку наиболее «представительных» (расположенных в различных частях города или поселения) земельных участков, по которым уже имеются данные об их кадастровой стоимости, - по двум категориям земельных участков: тем, которые подпадут под налоговую ставку 0,3%, и тем, на которые будет распространяться налоговая ставка в размере 1,5% (ниже эти категории земельных участков обозначаются как «группа 1» и «группа 2»). При этом желательно, чтобы количественное соотношение выбранных участков групп 1 и 2 было примерно равным соотношению этих групп участков в масштабах всего поселения.

Далее определяется процентное отклонение суммы земельного налога, рассчитанного в соответствии с новым законодательством применительно к выбранным земельным участкам обеих групп, от суммы земельного налога, рассчитанного в соответствии с действующим законодательством применительно к тем же выбранным земельным участкам (назовем это значение как «корректирующий коэффициент»). Применив этот коэффициент к совокупному объему земельного налога по всем налогооблагаемым земельным участкам в границах поселения, рассчитанному в соответствии с действовавшим законодательством, можно получить приблизительную оценку совокупного земельного налога по всем налогооблагаемым земельным участкам в границах поселения, рассчитанного в соответствии с вновь введенным законодательством.

где:

корректирующий коэффициент, определяющий в процентном выражении отклонение суммы земельного налога, рассчитанного для 2005 г. в соответствии с новым законодательством применительно к выбранным земельным участкам групп 1 и 2, от суммы земельного налога, рассчитанного для 2005 г. в соответствии с действовавшим законодательством применительно к тем же выбранным земельным участкам групп 1 и 2;
совокупная кадастровая стоимость (налоговая база) выбранных земельных участков группы 1 по состоянию на 2005 г.;
совокупная кадастровая стоимость (налоговая база) выбранных земельных участков группы 2 по состоянию на 2005 г.;
совокупный земельный налог по выбранным земельным участкам групп 1 и 2, рассчитанный для 2005 г. в соответствии с действовавшим законодательством;
совокупный земельный налог по всем налогооблагаемым земельным участкам в границах поселения, рассчитанный для 2005 г. в соответствии с действовавшим законодательством;
совокупный земельный налог по всем налогооблагаемым земельным участкам в границах поселения, рассчитанный для 2005 г. в соответствии с вновь введенным законодательством.

При прогнозировании поступлений по земельному налогу поселений необходимо также учитывать следующие факторы.

1. В соответствии с требованием Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» о переоформлении до 1 января 2006 г.[†] права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, часть земельных участков будет выкуплена в собственность (а не взята в аренду в соответствии с предоставленным предприятиям правом выбора). С этих участков будет уплачиваться земельный налог. При прогнозировании объема земельных участков, которые будут выкуплены в собственность, может, в частности, использоваться число заявок на выкуп, поданных в течение 2004–2005 гг. в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, органы управления имуществом субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

2. В связи с предоставлением льгот по земельному налогу (согласно соответствующим новым перечням) возникнут выпадающие доходы.

В соответствии со статьей 387, п. 2, статьей 391, п. 5, статьей 395 части второй Налогового кодекса (глава «Земельный налог»), представительные органы муниципальных образований имеют право предоставить дополнительные льготы по земельному налогу. Для этого они должны принять нормативно-правовые акты, устанавливающие категории налогоплательщиков, которым льготы предоставляются, а также основания и порядок применения этих льгот. При подготовке бюджетов поселений на 2006 г. органам местного самоуправления рекомендуется не предоставлять дополнительных льгот.

Кадастровая оценка земли в границах кадастровых участков во всех регионах (за исключением Чечни) должна быть завершена территориальными отделениями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости к 1 апреля 2005 г. После этого территориальные отделения агентства смогут группировать информацию по кадастровой оценке земельных участков по поселениям и предоставлять ее территориальным отделениям налоговой инспекции, региональным, районным и поселенческим финансовым органам. На основе этой информации можно будет рассчитать поступления по земельному налогу поселений в 2006 г.

Если эта работа не будет завершена в указанные сроки (что весьма вероятно), предлагается при составлении бюджетов на 2006 г. использовать вышеуказанный метод, а после завершения работы по кадастровой оценке внести соответствующие коррективы в подготовленные (или уже принятые) местные бюджеты.

В настоящий момент можно еще обратиться к тексту финансово-экономического обоснования (ФЭО), прилагавшегося к законопроекту и вводящего в действие главу 31 «Земельный налог» Налогового кодекса. Согласно данному ФЭО, поступления земельного налога при реализации главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса в среднем по стране ожидаются в том же размере, что и в условиях ранее действовавшего законодательства.

В целом, как известно, земельный налогв настоящее время составляет весьма небольшую долю в доходах муниципальных бюджетов (от 1,5 до 5,0%).

В завершение рассмотрения данного вопроса можно сделать следующее предположение. Даже если поступления от земельного налога по муниципальным образованиям в целом останутся примерно на существующем уровне, по отдельным поселениям (муниципальным районам) картина может достаточно сильно дифференцироваться. У одних поселений бюджетные доходы от земельного налога могут заметно возрасти, у других − снизиться. Это будет зависеть от целого комплекса факторов: различий в доле земельных участков, занятых жилым фондом (налоговая ставка − до 0,3%) и нежилым фондом (налоговая ставка − до 1,5%); степени завершенности и точности выполнения кадастровой оценки земельных участков по отдельным муниципальным образованиям; объема дополнительных налоговых льгот, устанавливаемых теми или иными муниципальными представительными органами власти, и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: