Заключительное слово. За годы школьной работы пришел к убеждению, что урок литературы может больше, чем сама литература, если это человекоформирующий урок

За годы школьной работы пришел к убеждению, что урок литературы может больше, чем сама литература, если это человекоформирующий урок.

Было время, когда рассуждал: главное — обучать! обу­чать! Воспитание будет. Оно, дескать, вытекает из тех зна­ний, которые даем. И давал. Все больше и больше, а вы­текало — все меньше и меньше. Затем понял: обучение и воспитание — как молния на куртке, обе стороны засте­гиваются одновременно. Несколько лет работал с «мол­нией», пока не сломалась, зацепившись за обучение. Сно­ва задумался. Урок литературы, стало быть, не «кувшин», из которого вытекает, и не «куртка». Это... Впрочем, на­деюсь, что об этом читателю удалось узнать из прочитан­ной только что книги. Узнать и о тех маленьких секретах, без которых никакие концепции, структуры, методы реали­зованными быть не могут. Ведь словесник не только объясняет, воспроизводит, он еще и трактует, т. е. ищет свою правду, ибо только свое открывает книгу для всех. Без секретов тут нельзя.

С чем безоговорочно надо согласиться? В «чистом» ви­де литературное знание уже не работает, и практики хорошо понимают это. Нужны мостики между книгой и жизнью, книгой и теми, кто читает ее,

приобщается к ней, — учениками. По этим мостикам идут к нам великие, а мы — к ним за советом, поддержкой и дальше: к зна­нию (!) тех, кто помог, поддержал. Изначально за крите­рий работы взял не методическую установку на то, это, другое, а отношение ученика к предмету. В какой-то сте­пени, а точнее, на каком-то этапе оно важнее самого пред­мета. Ведь литература универсальна в том смысле, что каждая судьба находит здесь свой отклик. По этой причи­не всежеланна и вседоступна. Если у кого-то она не «по­шла» (а таких еще немало), значит, не тем путем пошли мы сами. Значит, надо менять и себя, и путь, т. е. ориен­тацию. Мой главный ориентир — ученик. Не к книге, а к нему с книгой иду, уверовав, что нет таких проблем, ко­торые не могла бы решить литература, т. е. урок.

Как воспитывать книгой, не разрывая учебных связей с нею, а, наоборот, укрепляя и расширяя их, — об этом, в сущности, шел разговор, в конечном счете — о новой методике, о новых подходах к уроку. Теорема, которую доказывал и доказал, в следующем: всякий ученик может и хочет учиться, если ощутил практическую (!!!) пользу и ценность того, чем занимается. Тут-то и рождается нечто большее, чем само знание! — отношение к нему. Сможешь ли помочь другому знанием Пушкина — важнее того, на­сколько ты его сам знаешь. Посмотрим правде в глаза: урок, а тем более экзамен этого отношения не воспиты­вают, потому и девальвируется знание. Зачем оно? — во­прос, которым мучаются школьники. К тому же литерату­ру преподаем, точно упаковываем чемодан, когда в запасе нет другого. Набиваем и так и сяк, и тем, и этим, аж рем­ни трещат, а затем — ручки обрываются. И слава богу! Иначе бы грыжей кончилось. Неудивительно, что литера­туру в основном знают те, кто в душе ненавидит ее, а если любят, то не благодаря, а вопреки нашим стараниям.

Ошибочно и безответственно утверждать, будто «глав­ное в уроках литературы сама литература» (см.: Литера­тура в школе.— 1987. — № 3. — С. 21). Установка, в об­щем, не нова: «опредметить» и в итоге смазать духовную работу с человеком, «выгнать» его с урока литературы (литературой!) и тем еще дальше отодвинуть нас от кни­ги, книгу от нас и каждого из нас друг от друга. Нет, урок литературы — это все (!!!), а не только книга. Иначе на­плодим, с одной стороны, пронырливых и ловких «боро­датых карликов», с другой — ко всем и ко всему безучастных инфантилистов, которых, что называется, голыми руками

бери. И потом, (приглядитесь) — за «трепетные прикосновения» к литературе ратуют главным образом те, кто на самом деле не прикасается к ней никак. Сегодня уже не кому-то за нас, а нам самим решать — где Пушки­ным соизмерить себя, а где себя — Пушкиным! Урок, от которого напрямую зависят человеческие судьбы, иначе расставляет акценты в иерархии ценностей. И как бы ни возмущались оторванные от нужд и запросов жизни бес­плодные эстеты, на их истошно-надрывное «нет, нет, нет» спокойно и твердо ответим «да, да, да». Еще больше, чем экономике, уроку литературы нужна революционная (!) перестройка, ибо самый последний ответ, самый конечный результат здесь не за учеником, а за человеком: по-люд­ски хорошим, общественно значимым, пытливо читающим.

Если все начинается с учителя, с чего начинается он сам? Я попытался рассказать и об этом в книге. В чем-то она дневник судьбы, где биография преломилась в профес­сии, и больше — определила ее. Уже написано пять книг, не считая этой. В сущности, пять «рождений»: творческого задания («Урок продолжается...»); контакта с учеником («Искусство общения»); контакта с книгой («Роман Шоло­хова «Поднятая целина»); урока («Рождение урока»); массового читателя («Шаги навстречу»). «Путь к уче­нику» — еще одно рождение: гуманистической кон­цепции литературного образования. Еще раз повторюсь: на всеприятие не рассчитываю. Каждый опыт уни­кален. Кого-то можно повторить, другого только про­должить. Найди, читатель, свое и возьми, но снисхо­дительно отнесись и к тому, чего не принимаешь: без него, может, не было бы и того, что взял.

Итак, познакомившись со мною, внедряйте себя!

Доброго пути, дорогие коллеги, на нелегких дорогах к ученику, герою нашего урока! Книга, над которой рабо­таю сейчас, пожалуй, так и будет называться: «Герой на­шего урока».

До новых встреч!


СОДЕРЖАНИЕ

Побуждающее начало 3

Бессловесная педагогика 4

Какой водою окропить? 8

Уроки блокады 15

Интригующая середина 23

Смежные поля 30

Свидетели живые 38

Главная закладка 40

Думающее сердце 44

По законам искусства 53

Не барьер, а ступенька 61

Диалектика сопряжения 70

Абсурд, не лишенный смысла 74

«Ромашковый» метод 78

Потенциал своеобразия 81

Какую филологию мы учили 89

Опыт великих 98

Единство опоры и движения 104

Резонанс переклички 109

Нравственная метафора 111

И контакт, и конфликт 113

Это и твоя проблема 118

Не оступись! 120

Не копировать, а искать 123

Зрение и зоркость 127

Аудитория урока 130

Скрепляющее звено 133

Своеобразное средство 140

Отвлекающий маневр 143

Две высоты 146

Урок, где нужно не успеть... 151

Таблица духовности 154

Педагогический перекресток 162

Комната, где мы живем 172

Помоги, а не помешай 176

Голоса урока 181

Урок с листа 186

Постоянный обмен 194

Угол зрения 198

Тщт уж наша работа 206

Звонки одного урока 207

Уважая, умножать 209

Главное образование 217

Доказанная теорема 220


Учебное издание

Ильин Евгений Николаевич

ПУТЬ К УЧЕНИКУ Раздумья учителя-словесника

Зав. редакцией Н. П. Семыкин

Редактор Л. Н. Лысова

Младшие редакторы Г. Н. Гвоздкова, М. И. Ерофеева.

Художественный редактор Е. Л. Ссорина

Технический редактор Г. В. Субочева Корректоры А. А. Баринова, М. М. Крючкова, Л. Г. Новожилова

ИБ № 10987

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 129846, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Областная типография управления издательств, полиграфии

и книжной торговли Ивановского облисполкома,

153628, г, Иваново-8, ул. Типографская, 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: